Александр
Ярославич, прозванный после битвы со шведами на Неве в 1240 г. Невским,
был одним из наиболее прославленных князей XIII в.: он вел успешные
войны на западных и северно-западных границах Руси против
захватни-ческих походов шведов и Ливонского ордена
рыцарей-крестоносцев, проводил политику укрепления единства княжеств
Северо-Восточной Руси, сумел добиться в Орде освобождения русских от
участия в военных действиях ордынцев. Жизнеописание Александра,
соединившее в себе элементы агиографического (житийного) жанра и
княжеской воинской биографии, было написано не позднее 80-х годов XIII
в. в монастыре Рождества Богородицы во Владимире, где был погребен
князь, умерший в дороге, возвращаясь из Орды во Владимир. Автором
"Жития" был книжник из окружения владимирского митрополита Кирилла,
пришедшего из Галицко-Волынской Руси в 1246 г. Поэтому в "Житии"
отразились книжно-литературные традиции Юго-Западной и Северо-Восточной
Руси. Автор, как говорит он об этом сам, лично знал Александра Невского
и был свидетелем его деяний, видимо, поэтому повествование отличается
особой лирической тональностью…. Во имя Господа нашего Иисуса Христа, сына Божия. Я, жалкий и многогрешный, недалекий умом, осмеливаюсь описать житие святого князя Александра, сына Ярославова1,
внука Всеволодова. Поскольку слышал я от отцов своих и сам был
свидетелем зрелого возраста его, то рад был поведать о святой, и
честной, и славной жизни его. Но как сказал Приточник2: "В
лукавую душу не войдет премудрость: ибо на возвышенных местах пребывает
она, посреди дорог стоит, при вратах людей знатных останавливается".
Хотя и прост я умом, но все же начну, помолившись святой Богородице и
уповая на помощь святого князя Александра. Сей князь Александр
родился от отца милосердного и человеколюбивого, и более всего -
кроткого, князя великого Ярослава и от матери Феодосии. Как сказал
Исайя-пророк3:
"Так говорит Господь: "Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду".
И воистину - не без Божьего повеления было княжение его. И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа4, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона5, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана6,
который покорил всю землю Иудейскую. Однажды приготовился тот к осаде
города Иоатапаты, и вышли горожане, и разгромили войско его. И остался
один Веспасиан, и обратил выступивших против него вспять, к городу, к
городским воротам, и посмеялся над дружиною своею, и укорил ее, сказав:
"Оставили меня одного". Так же и князь Александр - побеждал, но
непобедим был. Потому-то один из именитых мужей Западной страны7, из тех, что называют себя слугами Божьими8, пришел, желая видеть зрелость силы его, как в древности приходила к Соломону царица Савская9, желая послушать мудрых речей его. Так и этот, по имени Андреаш10,
повидав князя Александра, вернулся к своим и сказал: "Прошел я страны,
народы и не видел такого ни царя среди царей, ни князя среди князей". Услышав о такой доблести- князя Александра, король страны Римской11 из
северной земли подумал про себя: "Пойду и завоюю землю Александрову". И
собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся
с огромным войском, пылая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный
безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород, к князю
Александру, говоря: "Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю
землю твою". Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии12,
и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: "Боже
славный, праведный. Боже великий, сильный. Боже превечный, сотворивший
небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не
преступая чужих границ". И, припомнив слова пророка, сказал: "Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне". И,
окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был
тогда Спиридон, он благословил его и отпустил. Князь же, выйдя из
церкви, осушил слезы и начал ободрять дружину свою, говоря: "Не в силе
Бог, но в правде. Вспомним Песнотворца13,
который сказал: „Одни с оружием, а другие на конях, мы же имя Господа
Бога нашего призовем; они, поверженные, пали, мы же устояли и стоим
прямо"". Сказав это, пошел на врагов с малою дружиною, не дожидаясь
своего большого войска, но уповая на святую Троицу. Скорбно же
было слышать, что отец его, князь великий Ярослав, не знал о нашествии
на сына своего, милого Александра, и ему некогда было послать весть
отцу своему, ибо уже приближались враги. Потому и многие новгородцы не
успели присоединиться, так как поспешил князь выступить. И выступил
против них в воскресенье пятнадцатого июля, имея веру великую к святым
мученикам Борису и Глебу. И был один муж, старейшина земли Ижорской14,
именем Пелгусий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен
и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом
крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу,
потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем
вкратце. Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю
Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу
моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же
начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один
насад15,
плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и
Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же
сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: "Брат Глеб, вели грести,
да поможем сроднику своему князю Александру". Увидев такое видение и
услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не
скрылся с глаз его. Вскоре после этого пришел Александр, и
Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о
видении. Князь же сказал ему: "Не рассказывай этого никому". После того Александр поспешил напасть на врагов в шестом часу дня, и была сеча великая с римлянами16, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего. Проявили себя здесь шесть храбрых, как он, мужей из полка Александра. Первый - по имени Гаврило Олексич. Он напал на шнек17 и,
увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по
сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили
Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божей
милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с
самим воеводою посреди их войска. Второй - по имени Сбыслав
Якунович, новгородец. Этот много раз нападал на войско их и бился одним
топором, не имея страха в душе своей; и пали многие от руки его, и
дивились силе и храбрости его. Третий - Яков, родом полочанин, был ловчим у князя. Этот напал на полк с мечом, и похвалил его князь. Четвертый - новгородец, по имени Меша. Этот пеший с дружиною своею напал на корабли и потопил три корабля. Пятый
- из младшей дружины, по имени Сава. Этот ворвался в большой
королевский златоверхий шатер и подсек столб шатерный. Полки
Александровы, видевши падение шатра, возрадовались. Шестой - из
слуг Александра, по имени Ратмир. Этот бился пешим, и обступили его
враги многие. Он же от многих ран пал и так скончался. Все это слышал я от господина своего великого князя Александра и от иных, участвовавших в то время в этой битве. Было же в то время чудо дивное, как в прежние дни при Езекии-царе18.
Когда пришел Сенахирим, царь ассирийский, на Иерусалим, желая покорить
святой град Иерусалим, внезапно явился ангел Господень и -перебил сто
восемьдесят пять тысяч из войска ассирийского, и, встав утром, нашли
только мертвые трупы. Так было и после победы Александровой: когда
победил он короля, на другом берегу реки Ижоры19,
где не могли пройти полки Александровы, здесь нашли несметное множество
убитых ангелом Господним. Оставшиеся же обратились в бегство, и трупы
мертвых воинов своих набросали в корабли и потопили их в море. Князь же
Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца. На второй же год после возвращения с победой князя Александра вновь пришли из Западной страны и построили город20 на
земле Александровой. Князь же Александр вскоре пошел и разрушил город
их до основания, а их самих - одних повесил, других с собою увел, а
иных, помиловав, отпустил, ибо был безмерно милостив. После
победы Александровой, когда победил он короля, на третий год, в зимнее
время, пошел он с великой силой на землю немецкую, чтобы не хвастались,
говоря: "Покорим себе славянский народ". А был ими уже взят город Псков21 и
наместники немецкие посажены. Он же вскоре изгнал их из Пскова и немцев
перебил, а иных связал и город освободил от безбожных немцев, а землю
их повоевал и пожег и пленных взял бесчисленное множество, а других
перебил. Немцы же, дерзкие, соединились и сказали: "Пойдем, и победим Александра, и захватим его". Когда
же приблизились немцы, то проведали о них стражи. Князь же Александр
приготовился к бою, и пошли они друг против друга, и покрылось озеро
Чудское множеством тех и других воинов. Отец Александра, Ярослав,
прислал ему на помощь младшего брата Андрея с большою дружиною. Да и у
князя Александра было много храбрых воинов, как в древности у
Давида-царя22,
сильных и стойких. Так и мужи Александра исполнились духа ратного, ведь
были сердца их как сердца львов, и воскликнули: "О княже наш славный!
Ныне пришло нам время положить головы свои за тебя". Князь же Александр
воздел руки к небу и сказал: "Суди меня. Боже, рассуди спор мой с
народом неправедным и помоги мне. Господи, как в древности помог Моисею
одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка"23. Была же тогда суббота, и когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая24,
и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось,
что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно
кровью. А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что
видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так
победил врагов помощью Божьей, и обратились они в бегство. Александр же
рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь
прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у
Иерихона25.
А того, кто сказал: "Захватим Александра", - отдал Бог в руки
Александра. И никогда не было противника, достойного его в бою. И
возвратился князь Александр с победою славною, и было много пленных в
стане его, и вели босыми подле коней тех, кто называет себя "Божьими
рыцарями"26. И
когда приблизился князь к городу Пскову, то игумены, и священники, и
весь народ встретили его перед городом с крестами, воздавая хвалу Богу
и прославляя господина князя Александра, поюще ему песнь: "Ты, Господи,
помог кроткому Давиду победить иноплеменников и верному князю нашему
оружием крестным освободить город Псков от иноязычников рукою
Александровою". И сказал Александр: "О невежественные псковичи!
Если забудете это до правнуков Александровых, то уподобитесь иудеям,
которых питал Господь в пустыне манной небесною и перепелами печеными,
но забыли все это они и Бога своего, избавившего их от плена
египетского". И прославилось имя его во всех странах, от моря Хонужского27 и до гор Араратских, и по ту сторону моря Варяжского28 и до великого Рима. В
то же время набрал силу народ литовский и начал грабить владения
Александровы. Он же выезжал и избивал их. Однажды мучилось ему выехать
на врагов, и победил он семь полков за один выезд и многих князей их
перебил, а иных взял в плен, слуги же его, насмехаясь, привязывали их к
хвостам коней своих. И начали они с того времени бояться имени его. В то же время был в восточной стране сильный царь29,
которому покорил Бог народы многие от востока и до запада. Тот царь,
прослышав о такой славе и храбрости Александра, отправил к нему послов
и сказал: "Александр, знаешь ли, что Бог покорил мне многие народы. Что
же - один ты не хочешь мне покориться? Но если хочешь сохранить землю
свою, то приди скорее ко мне и увидишь славу царства моего". После
смерти отца своего пришел князь Александр во Владимир в силе великой. И
был грозен приезд его, и промчалась весть о нем до устья Волги. И жены
моавитские30 начали стращать детей своих, говоря: "Вот идет Александр!" Решил
князь Александр пойти к царю в Орду, и благословил его епископ Кирилл.
И увидел его царь Батый, и поразился, и сказал вельможам своим: "Истину
мне сказали, что нет князя, подобного ему". Почтив же его достойно, он
отпустил Александра. После этого разгневался царь Батый на меньшего брата его, Андрея, и послал воеводу своего Неврюя разорить землю Суздальскую31.
После разорения Неврюем земли Суздальской князь великий Александр
воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их. О
таких сказал Исайя-пророк: "Князь хороший в странах - тих, приветлив,
кроток, смиренен - и тем подобен Богу". Не прельщаясь богатством, не
забывая о крови праведников, сирот и вдов по правде судит, милостив,
добр для домочадцев своих и радушен к приходящим из чужих стран. Таким
и Бог помогает, ибо Бог не ангелов любит, но людей в щедрости своей
щедро одаривает и являет в мире милосердие свое. Наполнил же Бог землю Александра богатством и славою, и продлил Бог дни его. Однажды
пришли к нему послы от папы из великого Рима с такими словами: "Папа
наш так говорит: ,,Слышали мы, что ты князь достойный и славный и земля
твоя велика. Потому и прислали к тебе из двенадцати кардиналов двух
умнейших - Агалдада и Гемонта, чтобы послушал ты речи их о законе
Божьем". Князь же Александр, подумав с мудрецами своими,
написал ему такой ответ: "От Адама до потопа, от потопа до разделения
народов, от разделения народов до начала Авраама32,
от Авраама до прохождения израильтян сквозь море, от исхода сынов
Израилевых до смерти Давида-царя, от начала царствования Соломона до
Августа33 и
до Христова рождества, от рождества и до распятия его и воскресения, от
воскресения же его и вознесения на небеса и до царствования
Константинова34, от начала царствования Константинова до первого собора и седьмого35 - обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не примем". Они же возвратились восвояси. И
умножились дни жизни его в великой славе, ибо любил священников, и
монахов, и нищих, митрополитов же и епископов почитал и внимал им, как
самому Христу. Было в те времена насилие великое от иноверных,
преследовали они христиан, заставляя их воевать на своей стороне. Князь
же великий Александр пошел к царю, чтобы отмолить людей своих от этой
беды. А сына своего Дмитрия послал в Западные страны, и все полки свои послал с ним, и ближних своих домочадцев, сказав им: "Служите
сыну моему, как самому мне, всей жизнью своей". И пошел князь Дмитрий в
силе великой и завоевал землю Немецкую, и взял город Юрьев36, и возвратился в Новгород со множеством пленных и с большою добычею. Отец
же его великий князь Александр возвратился из Орды от царя, и дошел до
Нижнего Новгорода, и там занемог, и, прибыв в Городец37,
разболелся. О горе тебе, бедный человек! Как можешь описать кончину
господина своего! Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами! Как не
вырвется сердце твое с корнем! Ибо отца оставить человек может, но
доброго господина нельзя оставить; если бы можно было, то и в гроб бы
сошел с ним! Много потрудившись Богу, он оставил царство земное
и стал монахом, ибо имел безмерное желание принять ангельский образ.
Сподобил же его Бог и больший чин принять - схиму. И так с миром Богу
дух свой предал месяца ноября в 14 день, на память святого апостола
Филиппа. Митрополит же Кирилл говорил: "Дети мои, знайте, что
уже зашло солнце земли Суздальской!" Иереи и диаконы, черноризцы, нищие
и богатые и все люди восклицали: "Уже погибаем!" Святое же тело
Александра понесли к городу Владимиру. Митрополит же, князья и бояре и
весь народ, малые и большие, встречали его в Боголюбове со свечами и
кадилами. Люди же толпились, стремясь прикоснуться к святому телу его
на честном одре. Стояли же вопль, и стон, и плач, каких никогда не
было, так что и земля содрогнулась. Положено же было тело38 его в церкви Рождества святой Богородицы, в великой архимандритии, месяца ноября в 24 день, на память святого отца Амфилохия. Было
же тогда чудо дивное и памяти достойное. Когда было положено святое
тело его в гробницу, тогда Севастьян-эконом и Кирилл-митрополит хотели
разжать его руку, чтобы вложить грамоту духовную. Он же, будто живой,
простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита. И смятение
охватило их, и едва отступили они от гробницы его. Об этом возвестили
всем митрополит и эконом Севастьян. Кто не удивится тому чуду, ведь
тело его было мертво и везли его из дальних краев в зимнее время. И так
прославил Бог угодника своего. Литература Древней Руси: хрестоматия / Сост. Л.А. Дмитриев. Под ред. Д.С. Лихачёва - СПб., 1997. С. 203-210
|