Главная » Статьи » Советы педагогам |
Дидактические требования к
современному уроку Дидактические требования к современному уроку - четкое
формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их
связь с развивающими и воспитательными задачами. Определение места в общей системе уроков;- определение
оптимального содержания урока в соответствии с требованием учебной программы и
целями урока, с учетом уровня подготовки и подготовленности учащихся;-
прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности
умений и навыков, как на уроке, так и на отдельных его этапах;- выбор наиболее
рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля
оптимального воздействия их на каждом этапе урока, выбор, обеспечивающий познавательную
активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на
уроке и максимальную самостоятельность в учении учащихся;- реализация на уроке
всех дидактических принципов;- создание условий успешного учения учащихся. Основные типы уроков: 1. Урок изучения нового. Это: традиционный
(комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и
трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний. 2. Урок закрепления знаний. Это: практикум, экскурсия,
лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений
по применению знаний. 3. Урок комплексного применения знаний. Это:
практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений
самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. 4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это:
семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных
знаний в систему. 5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Это:
контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью
определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Структурные элементы учебного занятия ЭТАПЫ Дидактические задачи Показатели реального
результата решения задачи 1. Организация начала занятия. Подготовка учащихся к
работе на занятии. Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение
учащихся в деловой ритм. 2. Проверка выполнения домашнего задания. Установление
правильности и осознанности выполнения домашнего задание всеми учащимися,
выявление пробелов и их коррекция. Оптимальность сочетания контроля,
самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания
и коррекции пробелов. 3. Подготовка к основному этапу занятия. Обеспечение
мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности,
актуализация опорных знаний и умений. Готовность учащихся к активной
учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. 4. Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение
восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий,
связей и отношений в объекте изучения. Активные действия учащихся с объемом
изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и
овладении способами действий. 5. Первичная проверка понимания. Установление
правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление
пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых
знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок
и неверных представлений у учащихся. 6. Закрепление знаний и способов действий. Обеспечение
усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной
ситуации. Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в
знакомой и измененной ситуации. 7. Обобщение и систематизация знаний. Формирование
целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих
идей. Активная и продуктивная деятельности учащихся по включений части в целое,
классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. 8. Контроль и самопроверка знаний. Выявление качества
и уровня овладения знаниями л способами действий, обеспечение их коррекции. Получение
достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов
обучения. 9. Подведение итогов занятий. Дать анализ и оценку
успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность
самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных
результатах учения. 10. Рефлексия. Мобилизация учащихся на рефлексию
своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение
принципов саморегуляции и сотрудничества. Открытость учащихся в осмыслении
своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и
сотрудничества. 11. Информация о домашнем задании. Обеспечение
понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка
соответствующих записей. Реализация необходимых и достаточных условий для
успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с
актуальным уровнем их развития. Этапы комбинированного урока: ·
Организация
начала урока ·
Проверка
выполнения домашнего задания ·
Всесторонняя
проверка знаний ·
Подготовка к
усвоению нового учебного материала. ·
Усвоение
новых знаний. ·
Первичная
проверка понимания учащимися нового материала. ·
Закрепление
новых знаний. ·
Подведение
итогов урока. ·
Информация о
домашнем задании, инструкция о его выполнении. Этапы других типов уроков включают как обязательные
этапы: ·
Организация
начала урока ·
Подготовка к
активному усвоению нового учебного материала. ·
Информация о
домашнем задании, инструкция о его выполнении | |
Просмотров: 1589 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |