Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание |
Образование – целенаправленная
познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по
их совершенствованию. Если знания, умения и навыки приобретаются человеком
самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании. Целью образования
является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации,
ретрансляция и сохранение ее культурного достояния. В ходе процесса обучения происходит
передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка
его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий. Функции образования 1. Создание условий и предпосылок для
социальной мобильности человека или социальной группы. 2. Сохранение и распространение культурных
достижений общества из поколения в поколение. Пять тысяч лет назад в
Шумере имелась система образования. Воспитание было семейным, обучение –
общественным. Выделялись основные направления обучения: религиозное,
гуманитарное, естественно-научное, техническое. В школах использовали задачники с решениями и ответами, словари. Классические формы общего образования сложились в
античности. Это древнегреческие гимназии, лицеи, римские школы. В них изучались
письмо, чтение, счет, риторика, философия. XII–XIII вв. – появились университеты.
Основными формами обучения были чтение, разбор текста и диспут. Занятия велись
по принципу «вопрос – ответ». В XVIII в. создаются специальные
профессиональные учебные заведения, технические и инженерные школы. XVII–XIX вв. – складывается педагогика, –
отдельная отрасль научных знаний о воспитании и обучении. В нашем обществе развитие системы
образования проходило по тому же пути, что и в других странах, – от семьи к
церкви и государству, с выделением образования в самостоятельную сферу
общественной жизни в тесной связи с наукой. (Крещение
Руси ® Ярослав Мудрый ® Обучение, воспитание и
развитие личности составляет сферу образования. Ее важнейшей частью является
система образования. Система образования включает
образовательные учреждения разных типов, направлений и уровней образования, а
также органы управления и обеспечения их деятельности. Основные звенья современной российской системы
образования Профессиональное образование: послевузовское
(аспирантура, докторантура), высшее (институты, университеты, академии),
среднее (техникумы, колледжи), начальное (профессиональное училище, курсы). Среднее общее
образование: полное среднее общее образование (старшая школа, 10–11 классы);
основное общее образование (основная школа, 5–9 классы); начальное общее
образование (младшая школа, 1–4 классы). Дошкольное образование (ясли, сад). Помимо этих звеньев существуют еще учреждения
дополнительного образования детей: – учреждения коррекционного образования,
для детей с нарушением или задержкой в развитии, инвалидов; – образовательные учреждения для детей,
оставшихся без попечения родителей; – школы для малолетних правонарушителей в
колониях; – учреждения дополнительного образования
взрослых (переподготовки, повышения квалификации кадров). Государственные и
муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные. Характерные
о с о б е н н о с т и
современного образования: а) интеграция – тесная связь разных
областей знаний; б) информатизация – активное использование
информационных технологий, компьютеров; в) развитие непрерывного образования без
отрыва работника от основной работы; г) развитие дистанционного образования –
без непосредственного контакта преподавателя и ученика. Под системой
образования понимается совокупность образовательных программ и
стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также
комплекс принципов, определяющих ее функционирование. Характер системы образования в любом
государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также
культурно-историческими и национальными особенностями страны. Принципы образовательной политики в РФ: 1) гуманистический характер образования; 2) приоритет общечеловеческих ценностей; 3) право личности на свободное развитие; 4) единство федерального образования при
праве на своеобразие образования национальных и региональных культур; 5) общедоступность образования; 6) адаптивность системы образования к
потребностям обучаемых; 7) светский характер образования в
государственных учреждениях; 8) свобода и плюрализм в образовании; 9) демократический,
государственно-общественный характер управления и самостоятельность
образовательных учреждений.
Использованы материалы из электронного пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель» | |
Просмотров: 8038 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 0 | |