Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание |
Культура и
духовная жизнь общества Культура – вся целесообразная
человеческая деятельность в природной среде и ее результаты, доступные для
восприятия другими людьми. Культуру иногда называют «вторая природа»,
рассматривая ее в качестве ближайшего к обществу «слоя» природы, который люди
видоизменяют и приспосабливают для удовлетворения своих разносторонних
потребностей. – Назовите все известные вам определения
понятия «культура». – Как вы понимаете выражения «культурная
жизнь страны», «дни культуры»,
«культурный человек»? Современное общество, как и мир,
характеризуется культурным многообразием. – Приведите примеры многообразия культур. Элитарная культура –
культура высшего уровня знатоков и специалистов в какой-либо области. Массовая культура –
культура низкого уровня, рассчитанная на массу людей, не готовых или не
желающих усваивать высшие образцы культуры в данной области. Ряд видов культуры
определяется в соответствии с особенностями той или иной человеческой
деятельности – политическая, экономическая, правовая, религиозная, научная и
другая культура.
Культура 1. Материальная 2. Духовная Слово «культура»
также используется для названия той или иной локальной (частной) культуры: а) национальная культура; б) культура отдельной социальной группы,
слоя, сословия в обществе; в) профессиональная культура сельского
хозяйства, производства, управления, торговли; г) этническая культура племени, народов,
формируемая в процессе их исторического развития; д) культура семьи; е) культура личности. Главная функция культуры – сохранение и
совершенствование опыта познания и действия людей во всех сферах жизни человека
и общества в формах, доступных для потомков. Сохранение, простое
воспроизводство культуры, а тем более ее развитие, совершенствование, требуют
от общества не только постоянных усилий, но и мудрости. Ценности материальной
культуры – постройки, произведения искусства, книги – уничтожает время,
они страдают во время стихийных бедствий и войн. Высокоразвитая цивилизация,
создавшая немало культурных ценностей, может быть завоевана народами с более
низким культурным уровнем. Так не раз случалось в истории, например во времена
крушения Древнего Рима. Разрушительное землетрясение может стереть
с лица Земли современный город. Но богатства культуры гибнут и от деятельности
самих людей. В периоды войн, смут, социальных конфликтов бывало так, что
культуре наносился огромный урон. В III в. до н. э. китайский император Цзин Чи
Ган приказал сжечь все книги в стране, кроме книг по сельскому хозяйству,
медицине и черной магии, а ученых отправил на строительство Великой Китайской
стены. Пропало множество текстов, в том числе почти все труды философа Конфуция
(551–479 гг. до н. э.). В Александрии Египетской, в городской библиотеке было
собрано более полумиллиона древних свитков и манускриптов со всего мира. Когда
в При социальном перевороте победившая сторона
зачастую пытается провести «ревизию» национальной культуры с точки зрения
своего представления о жизни общества. Так было в нашей стране после революции Цивилизованное общество осуществляет кропотливую
деятельность по сохранению и накоплению культурных ценностей. Оно стремится
осуществлять не просто воспроизводство, а расширенное воспроизводство культуры
– увеличивать размеры своего культурного достояния, культурного богатства.
Этому служат музеи, библиотеки, архивы, специальные службы охраны памятников
истории и культуры. В каждом государстве, в том числе в России, существует
национальное законодательство об охране памятников истории и культуры. Свою
роль здесь играет и международное сотрудничество. В рамках одной из структур
ООН – организации по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) – создан
перечень объектов культуры, составляющих мировое культурное наследие, т. е.
имеющих значение для всего человечества. Некоторым странам, у которых недостает
средств для сохранения выдающихся памятников культуры на их территории,
включенных в мировое культурное наследие, оказывается финансовая помощь. Двумя взаимодополняющими сторонами
воспроизводства и развития культуры в обществе являются понятия «культурная
традиция», «культурная новация». К культурной традиции относят
устойчивые явления культуры, сохраняющиеся долгое время и воспроизводящиеся в
новых и новых поколениях людей. Культурная новация
дает новый взгляд на то, как надо совершать ту или иную деятельность в
обществе. Факторы, влияющие на
процесс воспроизводства и развития культуры: а) духовное состояние, интересы и
потребности людей в обществе; б) глобальные мировые тенденции развития
человеческой цивилизации. В условиях глобализации культуры
культурная политика всех суверенных государств строится на том, чтобы, усваивая
передовые достижения материальной культуры других стран, одновременно бережно
сохранять и развивать свою духовную культуру. Функции культуры 1. Функция приспособления к окружающей
среде. 2. Функция накопления, хранения и передачи
культурных ценностей (позволяет человеку определить свое место в мире и,
используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему). 3. Функция целеполагания и регулирования
жизни общества и деятельности человека (культура создает ценности и ориентиры
общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего
развития). 4. Функция социализации (дает возможность
каждому конкретному человеку усваивать определенную систему норм, ценностей и
знаний, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества). 5. Коммуникативная функция (обеспечивает
взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и
единства человеческой культуры). Таким образом, культура (в
узком смысле) – та область творческой деятельности, которая связана с
искусством. Культура (в широком смысле) –
совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в
общественной практике и передаваемых из поколения в поколение при помощи
определенных знаковых систем (языковых и неязыковых), а также путем обучения и
подражания. Оценка влияния культуры на жизнь людей: 1. Духовная культура играет важную роль в
жизни общества, являясь средством аккумуляции, хранения и передачи накопленного
человеческого опыта. 2. Культура является особой формой бытия,
которая имеет свои пространственно-временные границы. 3. Культура служит одной из важнейших
характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного
общества в целом. Использованы материалы из электронного пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель» | |
Просмотров: 6871 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |