Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание |
Слово «познание» означает «присвоение знаний, овладение знаниями». «Сознание»
выражает идею согласованного использования ряда знаний. Сознание – мера интенсивности
нашего взаимодействия с действительностью. Основные состояния
человека: а) сон; б) бодрствование. Особо выделяют подсознание
– процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не осознаем. Высшие, наиболее интенсивные формы
активности сознания в состоянии бодрствовании называют сверхсознанием.
В состоянии сверхсознания человек может познавать большие объемы
информации за короткое время. Самосознание – это особое состояние сознания,
когда оно обращается на самое себя. Виды познания: 1) обыденное (практическое) совершается в
повседневном жизненном опыте – в труде, общении, каждодневных занятиях; 2) научное – главный источник
рациональных знаний людей о мире; 3) образное – характерно для искусства,
художественной культуры; 4) в философском и религиозном познании
люди формируют различные представления о мире. Сущностью процесса познания является
получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем
мире. Различные философские школы по-разному
отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить
достоверные знания невозможно. Эмпирики считали, что это можно
сделать только при помощи ощущений. Рационалисты утверждали, что
критерием истины может быть только разум. – Что такое истина? Истина – соответствие мыслей
человека окружающей действительности. Истина – соответствие
полученных знаний содержанию объекта познания. «Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету», – писал французский философ Р. Декарт. Это соответствие, т. е. восприятие предмета таким, каков он в действительности, позволяет говорить об объективности истинного знания. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание субъекта.
Истина 1. Абсолютная (полная, неизменная) 2. Относительная (неполная, ограниченная) Философы выделяют несколько видов истины,
которые соответствуют видам знаний. Движущей силой процесса познания, а также
критерием истины является практика, которая представляет собой активную
деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром. Характерные черты
практики: 1) целенаправленность (проявляется в
создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они стремятся воплотить в
окружающую действительность); 2) предметно-чувственный характер (человек
сталкивается с материальными предметами окружающего мира); 3) преобразование окружающей
действительности. Виды практики: 1) общественно-производственная
(промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов
потребления и средств производства); 2) социально-политическая (создание
государства, формирование партий, реформа социальных структур и органов
управления, революционные движения, забастовки…); 3) врачебная, или медицинская
(хирургическая, стоматологическая, терапевтическая…); 4) семейно-бытовая, или
повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство,
приготовление пищи). Классификация видов практики I – по полученным результатам: а) практика созидательная; б) практика разрушительная. II – по содержанию и
назначению: а) стандартизованная
(стереотипно-механическая); б) поисковая. III – в зависимости от
субъекта деятельности: а) индивидуальная; б) микрогрупповая; в) практика социального слоя, класса,
нации; г) практика государства; д) практика общества. В процессе практики
меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид.
Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит
взаимообогащение индивида, общества и природы. Но практика противоречива в отношении
характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода
заблуждения. Заблуждение – преднамеренное
несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту. Заблуждение – это ложное знание,
принимаемое за истинное. – Как вы думаете, всегда ли заблуждение
играет положительную или отрицательную роль? Ответ обоснуйте. Роль заблуждений в
познании неоднозначна: – с одной стороны, заблуждение уводит
познающего в сторону от истины, мешает познанию; – с другой – оно может способствовать
созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения
действительности. Таким образом, процесс
открытия истины – это долгий процесс. Истина есть процесс, она находится в
постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика. Наука является основной формой
человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий
процесс мыслительной и предметно-практической деятельности. Основные правила данного процесса 1. Ничего нельзя принимать за истинное,
пока оно не представляется ясным и отчетливым. 2. Трудные вопросы необходимо делить на
столько частей, сколько нужно для разрешения. 3. Начинать исследование надо с самых
простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей
трудных и сложных. 4. Ученый должен останавливаться на всех
подробностях, на все обращать внимание, он должен быть уверен, что ничего не
пропустил. Принципы научного познания: 1) принцип причинности (ни одна вещь не
возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу
необходимости); 2) принцип истинности научного знания
(соответствие полученных знаний содержанию объекта познания); 3) принцип относительности научного знания
(любое научное знание относительно и ограничено познавательными возможностями
людей в данный момент времени).
Методы познания 1. Метод наблюдения (целенаправленное
изучение отдельных предметов и явлений) 2. Метод эмпирического описания 3. Метод эксперимента (осуществляется в
строго определенных условиях) Использованы материалы из электронного пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель» | |
Просмотров: 4495 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |