Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Суббота, 4.5.2024







Главная » Статьи » Методическая копилка

Роль методической работы в формировании облика современного учителя

Межрайонные Сократовские педагогические чтения                                            

                                                 Выживает не самый сильный и не           

                                             самый умный,  а тот, кто лучше

                                                                        всех откликается на происходящие         

                                                                        изменения.

                                                                               

                                                                                                 Чарльз Дарвин

  Три мудреца поспорили о том, что важнее для человека – его прошлое, настоящее или будущее.

Один из них сказал:

        - Мое прошлое делает меня тем, кто я есть. Я умею то, чему я научился в прошлом. Я верю в себя, потому что мне хорошо удавались те дела, за которые я раньше брался.

         - С этим невозможно согласиться, - сказал другой. – Если бы ты был прав, человек был бы обречен, как паук, сидеть день за днем в паутине своих привычек. Человека делает его будущее. Неважно, что я знаю и умею сейчас, - я буду учиться тому, что потребуется мне в будущем.

         - Вы совсем упустили из виду, - вмешался третий, - что прошлое и будущее существует только в наших мыслях. Прошлого уже нет. Будущего еще нет. И независимо от того, вспоминаете вы о прошлом  или мечтаете о будущем, действуете вы только в настоящем. Это как в шахматах:  я могу представлять себе, как я хотел бы партию завершить, я могу планировать комбинации, но моя победа зависит от того, насколько точно я отвечу на ситуацию, сложившуюся на доске в настоящий момент, на ситуацию, которая меняется с каждым ходом.

          И мудрецы долго еще спорили, не знаю,  кто из них победил в споре.

Я согласна с третьим мудрецом. Вчера – уже слишком поздно, на завтра тоже нельзя полагаться. Вот почему важно  сегодня. Мой девиз повторяет слова известной песни : « Есть только миг между прошлым и будущим. Именно он называется жизнь»

         Эти слова очень актульны для современного человека, для учителя вдвойне. Мы часто слышим: - «современные школьники отличаются от учащихся прежних лет, не готовят домашнее задание, не проявляют интереса к учебе, практически не читают, компьютер и Интернет заменили библиотеки и книги».  В итоге учителя и ученики не понимают друг друга, взаимодействия нет.

     Как же учителю достичь взаимопонимания и взаимодействия с учеником. Непосредственный заказчик образования  (родитель) тонко чувствует возникшие противоречия. Думаю, руководствуясь именно этой задачей,   правительство берет курс на новые образовательные стандарты. Необходимость их внедрения для всех очевидна. Мир шагнул в постиндустриальное общество, изменились социокультурные условия. Нужна «новая школа», а значит, нужен и «новый учитель»

    Каким же он должен быть современный учитель? Существуют  много критериев,  по которым можно выстроить модель современного учителя. Однако на мой взгляд,  необходима, прежде всего  диагностика компетентности и профессионализма учителя. Выбираю  диагностику -  по В.П. Панасюку, показателями которой выступают:

  1. Уровень знаний и общая эрудиция в преподаваемой области.
  2. Методическое мастерство учителя
  3. Коммуникативная культура учителя
  4. Общая культура учителя
  5. Личностные достижения учителя
  6. Уровень достижений обучаемых в учебно- познавательной деятельности
  7. Психологическая компетентность
  8. Общий стиль деятельности
  9. Эффективность воспитательной  работы с обучаемыми
  10. Результаты научно – исследовательской и опытно – экспериментальной работы
  11. Творческая составляющая деятельности учителя
  12. Уровень сложности реализуемых программ
  13. Активность в самосовершенствовании
  14. Включенность в общешкольную жизнь.

Руководствуясь перечисленными показателями, я попыталась провести обобщенный анализ и проследить уровень компетентности учителей в целом. Для осуществления поставленной задачи, как руководитель МО и РМО знакомилась с мониторингами учебных достижений учащихся, профессиональных достижений учителей,  присутствовала на  семинарах, конференциях и профессиональных конкурсах различного уровня. Таким образом, используя метод от частного к общему, пришла к выводу: учителю в этот критический момент (время перемен) нужна серьезная   помощь.

  Считаю, что важная, даже определяющая роль в становлении современного учителя играет методическая работа в школе и прежде всего работа методического объединения.

   В работе МО традиционно сложились три главных направления:

- поддержание и развитие общей и педагогической культуры (это направление осуществляется в рамках фронтальной работы – семинары методологического и методического характера, круглые столы, открытые занятия в разных формах и т.д.)

- формирование и развитие отдельных (индивидуально - присущих) профессиональных качеств (это направление осуществляется в формах дифферцированно – индивидуальных), изучение и обобщение передового педагогического опыта;

- осуществление необходимой рутинной работы (контрольные работы, сбор и свод статистики, обсуждение рабочих программ) Это направление традиционно является основным в оценке работы МО - хотя бы потому, что объем этой работы можно каким – то образом определить.

   Придерживается этих направлений и наше МО учителей истории и обществознания. Однако львиная доля работы,  ложится, конечно же, на руководителя МО, которым я являюсь на протяжении последних трех лет.

Нужна определенная система работы,  при наличии которой,  можно добиться успеха.

    Моя цель –  эффективная работа МО,  а значит, работа, в полную меру  сил,  каждого учителя

  Задачи: - высокий уровень качества знаний по истории и обществознанию (100% результат ЕГЭ и ГИА; призовые места на районных и краевых олимпиадах и т.д.)

                 - плодотворная исследовательская деятельность (призовые места на районных и краевых конференциях, выход на всероссийский и международный уровень)

                - самоусовершенствование профессионализма каждого учителя (повышение квалификации, участие в работе семинаров, участие в профессиональных конкурсах различного  уровня, публикации)

        Предположу, что если наше МО достигнет решения поставленных задач, значит – учителей, входящих в его состав можно отнести к разряду «современный учитель»

  Определим последовательность  и содержание вопросов, которые  зададут нам логику проектирования основных компонентов модели (облика) современного учителя истории.

1. Что является объектом управления?

Результат: определяем совокупность качественных и количественных характеристик управляемого объекта (это будут основные характеристики компетентности и профессионализма учителя). Затем выделяем среди этих характеристик то, на что будет направлено наще управляющее воздействие. Это то, что не устраивает наших детей, их родителей, наше руководство, нас самих в этих характеристиках, или то, что вообще на сегодня отсутствует (недостаточно высокий уровень обученности, низкий уровень владения ключевыми компетенциями и т.д.)

2. В каком направлении и какие изменения в управляемом нами объекте должны произойти благодаря нашему воздействию на данный нам объект?

Результат: Мы «рисуем», проектируем модель будущих будущих характеристик тех свойств объекта, которые сегодня нас не устраивают (потребителей) или отсутствуют вообще

3. Каково реальное положение дел по характеристикам объекта, которые мы хотим изменить

Результат: Формулируются проблемы результатов

4. Какие действия нам необходимо предпринять и на какие свойства воздействовать?

Результат: Определяем состав и последовательность действий. Для каждого действия определяем условия.

5. Какой должна быть структура взаимодействия в системе: ученик – учитель – методическое объединение

Результат: выявляем особенности структуры

      Думаю, необходимо включить такие модули как:

- набор персонифицированных программ повышения квалификации;

- мероприятия по подержанию общекультурного уровня учителей;

- традиционные виды работ: организация исследовательской деятельности, мониторинг и анализ, аттестация, обсуждение рабочих программ, обобщение опыта и т.д.

   За три года работы по данной схеме наше МО, в состав которого входят четыре учителя истории и обществознания со стажем работы от 30-6 лет)  достигло значительных успехов.

    1. 100% результат ЕГЭ по истории и обществознанию (последние два года, причем кол-во учащихся, которые выбирают наши предметы достигает 30 человек)

   2. Первые места на районных олимпиадах по истории и обществознанию;

  3. 2009 г – второе место на краевой олимпиаде по истории(9 класс);

  4. Успешная научно- исследовательская деятельность:

- Краевая научно – практическая конференция «Декабристские чтения» (2011) - от секции представлен три работы, две работы признаны самыми лучшими, включены в пленарное заседание, отмечены дипломами первой степени и путевками в «Океан»

  - За активное участие в  краевой научно – практической конференции «Музей и дети» (два года подряд – дипломы первой степени и путевки в «Океан») – Соболь Надежда стала лауреатом президентского гранта в номинации «Учебно – исследовательская деятельность»- 2010

- 1 место в краевой научно – практической конференции «Шаг в будущее» Победитель - Соболь Надежда, получила право участвовать на всероссийском молодежном научном форуме «Шаг в будущее» в г. Москва - 2011

5. Публикации работ учащихся и  учителей в разных периодических изданиях

6. Призовые места на профессиональных конкурсах различного уровня -  «Учитель года», «Самый классный классный»

7. Участие в Сократовских чтениях различного уровня

8. Успешные открытые уроки и мастер – классы на  районном и краевом уровне

Считаю, что наше методическое объединение делает большие успехи и наших учителей вполне можно причислить к разряду «Современный учитель»

    Хотя нужно помнить «Сегодня – это единственное время, которое у на есть. Вчера – уже слишком поздно, на завтра тоже нельзя полагаться»

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: Natali (08.08.2012)
Просмотров: 1587 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх