Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Воскресенье, 5.5.2024







Главная » Статьи » Педагогическая мастерская «Учитель XXI века»

Доклад учителя истории Ермолаевой Ольги Георгиевны "Современный урок: некоторые аспекты"


Современный урок - это такой урок, когда учащийся под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, сам исследует факты и делает выводы. Иными словами, высокая эффективность занятия достигается, как доказывает моя педагогическая  практика, тогда, когда воедино сливаются мыслительная активность и творческая деятельность педагога и учащегося. Эффективное обучение - это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность ученика.Это связано, на мой взгляд, со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения истории.
Развивающее обучение – это потребность времени. Целью развивающего обучения является формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Развивающее обучение соответствует этой  цели.    Конечная цель этого типа обучения – обеспечение условий становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.Учитель должен формировать у учащихся активный подход к процессу обучения, т.е. умения самостоятельно работать с учебным материалом, ставить и решать проблемные задачи. Педагог как бы заранее создаёт ситуацию успеха, так как то, что найдено, осмыслено самостоятельно, прочнее и надёжнее оседает в памяти учащихся. Толстой Л.Н. говорил: «Знания только тогда знания, когда они обретены усилиями собственной мысли». Наукой доказано, что 80% информации, которую слышит ученик на уроке, забывается в тот же день, если ученик самостоятельно над ней не поработал. На уроках по данной методике работают практически все учащиеся, каждому хочется заслужить одобрение, решить задачу.

         Самое главное, по моему мнению, заключается в том, что развивающее обучение помогает учителю ощутить обратную связь, даёт возможность раскрыться каждому ученику. Очень важно видеть в каждом ученике уникальную личность, верить в неё. Человек никогда не преуспеет в жизни в широком смысле слова, если однажды не познает успеха в чём-то для него важном. Если ребёнку удаётся добиться успеха в школе, у него есть все шансы на успех в жизни.

Сравнительная характеристика традиционного и развивающего обучения

(системный подход)

Характеристика системы

Традиционная педагогика

Развивающая педагогика

Цель  обучения

Передача ЗУН

Развитие способностей

Интегративное название системы

Школа памяти

Школа мышления, педагогика открытий

Главный девиз педагога

«Делай как я»

«Думай как сделать»

Кредо педагога

«Я над вами»

«Я с вами»

Роль преподавателя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом (менеджер)

Функция педагога

Сообщение знаний

«Выращивание человека»

Стиль преподавания

Авторитарный

Демократический

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический

Субъект – Объект

Диалогический

Субъект – Субъект

Преобладающий метод обучения

Репродуктивный, словесный (информационный)

Проблемно-поисковый, исследовательский

Формы организации занятий

Урок – фронтальные виды деятельности

Урок – групповые и индивидуальные виды деятельности

Преобладающая деятельность учащихся

Слушанье, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму (образцу)

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с изложением материала учителем

Много меньше

Сопоставимо

Позиция ученика

Пассивная

Активная, инициативная  при наличии интереса

Мотив к учению

Создается эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

 

Как историческая категория урок хотя и медленно, но постоянно претерпевал определенные изменения. В чем особенности современного урока ?

Сравним его с так называемым традиционным уроком.

 

Традиционный урок

Урок развивающего обучения

1. Орг. момент

1. тема урока может звучать по-разному, в зависимости от цели урока (образовательная, развивающая, воспитательная)

2. Опрос

2. цель урока

3. Актуализация новой темы → тема урока

3. задачи урока → этапы достижения цели. Урок развивающего обучения направлен на ученика, поэтому цели и задачи ставятся на ученика (что должны делать учащиеся)

4. Изучение нового материала

4. после темы → «Островки знаний» (что вы знаете по этой теме? Или работа с терминами

5. Закрепление

5. изучение нового материала (или продолжение изучения). Осуществляется прирост знаний для всех. Групповая работа. Работа с текстом. И т.д. Дети изучают новый материал. Учитель направляет. Использование алгоритма.

6. Домашнее задание

6. сообщение изученного материала. Сообщается только самое главное, основное. Теория должна сопровождаться примерами.

 

7. контроль направлен на проверку достижения цели урока. Воспитательная цель → написание эссе; термины → тест

8. Д/з. Опережающее задание; вопрос, задание и только потом § (документ и т.д.) в котором можно найти ответ.

 


Категория: Педагогическая мастерская «Учитель XXI века» | Добавил: Аква (25.10.2012)
Просмотров: 3162 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх