Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Воскресенье, 19.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 8.ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ


Будучи природным существом, живущим по законам природного мира, полноценно жить и развиваться человек может только в человеческом обществе.

– Что будет, если ребенка поместить не в человеческую среду? Изменится ли он?

Сознание, речь не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них пожизненно, в процессе социализации, т. е. усвоения индивидом общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

Человек с момента рождения является индивидом. Индивид – единичное природное существо, носитель индивидуально-своеобразных черт.

Индивид – единичный конкретный человек, рассматриваемый в качестве биосоциального существа.

Общественные свойства человека обычно определяются понятием «личность».

Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности и становятся личностями.

социализацию не следует путать с адаптацией (адаптация – ограниченный во времени процесс привыкания к новым условиям жизни); обучением (обучение – процесс приобретения индивидом новых знаний об окружающем мире); взрослением (взросление – социопсихологическое становление человека в узком возрастном диапазоне от 10 до 20 лет).

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует социальный опыт в собственные ценности и ориентации.

Социализация – усвоение социальных ролей того общества, в котором человек живет.

Социализация – долгий и трудный процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества.

Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.

Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.

Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).

Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.

Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.

Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.

Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.

Функции агентов и институтов социализации:

1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.

2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.

Приемы социализации (элементы контроля):

1) поощрение;

2) наказание.

Стадии социализации:

1) первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);

2) стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);

3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).

4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):

1. поступление в вуз (цикл студенческой жизни).

2. женитьба (цикл семейной жизни).

3. выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).

4. служба в армии (армейский цикл).

5. выход на пенсию (пенсионный цикл).

Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.

Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (09.08.2012)
Просмотров: 4469 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх