Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Понедельник, 20.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 10.КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА (продолжение)


Культура – очень широкое понятие, которое не сводится только к художественному творчеству. Специалисты относят к массовой культуре и образцы деловой культуры – культуры общения, культуры поведения.

Массовое общество сложилось в XX в. Его основу составляют люди, имеющие много общего в образе жизни, во вкусах, характере труда, формах проведения досуга. Именно масса, по мнению социологов, стала определяющей силой социального развития. От состояния массового сознания, массовых настроений, мнений, действий «массового» человека зависит судьба мира. Единство «массовых» людей обеспечивают массовая культура и средства массовой коммуникации.

Для работы на предприятии потребовалось множество людей, выполняющих стандартные, рутинные трудовые операции, и продукция, производимая с помощью машин, стала похожей, стандартной, предназначенной для множества потребителей. Город и селение – разный тип общения. В маленьком селении все общение личностное, в городе человек обособлен, для распространения новостей, сведений ему нужны новые, безличностные каналы: газеты, журналы, фотография, грамзапись, кинематограф, радио, телевидение, компьютер. В городе человек должен был приспособиться к новой среде, а это требовало душевных затрат, нервного напряжения, а еще и сложная работа на промышленном предприятии. Возросла потребность в интенсивном отдыхе. Люди стали искать на прилавках легкие для восприятия публикации.

Культура стала коммерческим продуктом, товаром, предназначенным для массового распространения, точнее – массовой продажи.

Своеобразными предшественниками массовой культуры были сказки.

Массовая культура рассчитана на массовое восприятие.

Массовая культура – закономерный этап развития человеческой культуры, она не плоха и не хороша, в ней есть свои вершины и свои падения.

Контркультура направлена на создание принципиально новых образцов, моделей, жизненных стилей, противоположных господствующей на данный момент в обществе культуре.

Контркультура создает альтернативные формы общественного бытия, а не разрушает уже имеющиеся ( хиппи, рок-музыка.)

– Может ли быть осуществлен переход от контркультуры к массовой культуре?

С понятием «контркультура» связано понятие «субкультура» – культура в рамках основной культурной магистрали, но присущая какой-то определенной социальной группе (молодежная культура, культура казаков, культура мегаполиса, культура среднего класса и т. д.).

Таким образом, нельзя бояться массовой культуры, но сидеть только на ее «скудном пайке» – значит лишить себя возможности творческого развития, способности постигать мир во всем его сложном многообразии.

Элита (от фр. elite – лучшее, отборное, избранное) – группы, занимающие высшее положение в обществе.

1. Финансово- экономическая

2.Политическая

3.Культурная         

Как и в массовой культуре, в элитарной тоже есть свои вершины, бывают провалы и подделки под интеллектуальность и глубину.

Жесткой грани между двумя культурами нет, они перетекают одна в другую, обогащая друг друга.

В рамках элитарной культуры есть своя «контркультура» – авангард. Представители авангардной культуры создают «трудные» произведения. Смысл их деятельности – не получить признание у массовой или элитарной публики, а разработать новые пути отражения в культуре своего времени мыслей и чувств современного человека, его взаимоотношений с миром.

Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (09.08.2012)
Просмотров: 1232 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх