Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Понедельник, 20.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 11. НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ


Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

Науку относят к духовной сфере культуры, т. к. основной причиной ее формирования и развития явилось стремление людей познать окружающий мир и целенаправленное преобразование окружающего мира.

От других сфер духовной культуры науку отличают следующие   о с о -
б е н н о с т и:

1) обязательное экспериментальное подтверждение теоретических результатов;

2) объективность, независимость научных знаний от конкретного человека, народа или общества;

3) особый (математический) язык описания действительности.

Наука учит нас сомневаться во всем, что не доказано опытом. Объективность и рациональность науки определяют основное противоречие научного способа познания. Оно заключается в том, что научное познание делит мир на части, области, элементы, которые можно описывать математически, исследовать приборами. Ученый отказывается от целостного воззрения на мир ради получения точного математического результата, который можно вычислить и воспроизвести.

Целью научной деятельности является познание явлений и процессов в окружающей действительности на основе научных методов.

Задачи научной деятельности

1. описание (происходит выделение отдельных областей природы, существенных признаков объектов, качеств и свойств различных явлений).

2. систематизация накопленного материала (направлена на деление всех объектов и явлений на особые классы, разделы, типы по тем или иным признакам описания.

3. объяснение (происходит выдвижение гипотез и разработка научных теорий).

4. предсказание (знание законов позволяет предсказывать поведение разных объектов, протекание различных процессов).

5. Применение полученных знаний в общественной жизни.

Отрасли научного знания:

1) естественные науки (естествознание);

2) гуманитарные науки;

3) технические науки.

                                             Научные знания

1.Прикладные (обращены к вопросам использования научных достижений для решения конкретных практических задач)

2.Фундаментальные (направлены на решение крупных проблем, значимых для всей науки в целом)

Этапы развития науки

1. Предыстория науки – до XVI в.

2. Классическая наука – XVII–XIX вв.

3. Неклассическая наука – с конца XIX в. до середины XX в.

4. Постнеклассическая наука – со второй половины XX вв.

– Охарактеризуйте каждый этап развития науки.

Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его при помощи методов чувственного познания. Греки совершили переход от степени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.

Современная наука формируется в эпохи Нового времени, XVI–XVII вв., постепенно развиваясь в отдельную сферу общественной жизни. В XVII–XVIII вв. работы Г. Галилея, И. Кеплера, И. Ньютона закладывают фундамент классической научной картины мира. Основными ее   о с о -
б е н н о с т я м и  являются:

1) отказ от понимания мира как живого целого и представления его как механизма, состоящего из множества отдельных элементов;

2) механический детерминизм – объяснение всех процессов естественными причинами, которые описываются законами механики;

3) количественное сопоставление и оценка всех предметов и явлений мира.

Принимается идея о том, что природа управляется объективными законами, не зависящими от воли Бога или человека.

В 1724 г. Петр I издает указ об учреждении Академии наук в России.

XIX в. – складывается система подготовки научных кадров, происходит соединение науки и образования. Финансирование науки берет на себя государство и промышленный капитал. Центрами научной жизни становятся университеты и научно-исследовательские институты.

Последняя треть XIX в. – происходит ряд открытий в физике: электромагнитных волн, радиоактивности, развивается статистическая, вероятностная физика, что подрывает классический принцип механического детерминизма.

Переход к неклассической научной картине мира сопровождался крушением классических представлений о материи, ее строении, свойствах, о пространстве и времени.

Со второй половины XX в. наука слилась с техникой, началась ИТР (люди овладели энергией атома, стали осваивать космос, появляются ЭВМ, появляются новые научные дисциплины и технологии).

Изменилось мировоззрение ученых, что позволило говорить о новом, постнеклассическом этапе в развитии научной картины мира.

 

Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (09.08.2012)
Просмотров: 5143 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх