Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Понедельник, 20.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 13.МОРАЛЬ. РЕЛИГИЯ


Мораль – одна из самых древних форм человеческого сознания, так как она возникла вместе с человеческим сообществом: как только один человек начинает «относиться» к другому человеку, их отношения сразу же обретают ту или иную форму моральности или аморальности.

Происхождение морали

1-я концепция – религиозная (мораль дается человеку от Бога). Первоначальным и высшим основанием морали религия считает «Божественный закон». Божественные законы носят непреходящий характер, поэтому нравственная природа человека неизменна: добро есть добро, зло есть зло. Моральные требования сформулированы в декалоге – десяти заповедях.

2-я концепция – натуралистическая.

(Мораль присуща человеку изначально и заложена в нем самой природой.)

Социал-дарвинизм – одно из направлений этой концепции. Сторонники этого течения считают, что действующие в мире животных законы борьбы за существование действуют и в человеческом обществе. А так как человек существо биологическое, бытие которого протекает по общим законам живой природы, то происхождение нравственности следует искать в избирательной способности самой жизни, в борьбе за существование, в наличии морального чувства у животных.

Ч. Дарвин считал, что животным присущи все нравственные понятия, бытующие в человеческом обществе.Мораль человека неотделима от его общественной жизни.

Ч. Спенсер считал, что поскольку в обществе, как и в природе, идет борьба за существование, то определяющим моральным принципом поведения людей остается принцип «выживает сильнейший».

Современные социал-дарвинисты утверждают, что человек есть грубое животное, он лишь носит маску добропорядочности и благопристойности, под которой бушуют порочные наклонности и скотские страсти. Дж. Хаксли пишет, что человеческой природе свойственны «окровавленные зубы и когти».

Евгеника – направление натуралистической концепции, исходит из того, что социальные формы поведения являются свойствами, передающимися по наследству.

Согласно фрейдизму, поведение личности определяется не подвластными сознанию психическими процессами, в основе которых лежат врожденные бессознательные влечения: сексуальное – Эрос и влечение к смерти – Тонатос.

3-я концепция – социологизаторская, связывает возникновение морали с развитием общества. Нравственность организует поведение человека и его взаимоотношения с другими людьми наиболее «выгодным», «удобным» для общества образом, обеспечивая его оптимальное существование.

4-я концепция – культурологическая, связывает происхождение нравственности с конкретными социокультурными условиями.

Закономерности развития морали

1. Историческое движение морали (от эпохи к эпохе нормы и ценности меняются).

2. Постоянное развитие и динамическое взаимодействие моральной системы и ее элементов (традиции, инновации).

3. В развитии морали прослеживается связь с другими элементами духовной жизни: религией, искусством, наукой, философией и зависимость от них.

4. Мораль оказывает обратное воздействие на все формы духовной культуры.

5. Влияние морали на решение глобальных проблем.

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему.

 (С одной стороны, мораль служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке, с другой – вся практическая деятельность человека, все его поведение определяется и организуется сложившимися в обществе моральными представлениями.)

Мораль носит универсальный характер и пронизывает все сферы жизни.

мораль носит оценочный характер: все явления мира и человеческие действия она рассматривает сквозь призму ценностей и оценок.

Она вырабатывает предписания, требующие от людей морального типа поведения, в чем проявляется ее императивный (повелительный) характер.

Таким образом, сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения.

Главным  элементом  в системе морали выступают моральные  принципы.

Моральные принципы – основные фундаментальные представления о должном поведении человека, на которых базируются нравственные нормы.

Важнейшими принципами являются принципы коллективизма и индивидуализма.

Э. Фромм, считавший любовь к себе высшей ценностью, заявил: «Эгоизм и любовь к себе, ни в коей мере не будучи тождественны, являются прямыми противоположностями. Эгоистичный человек любит себя не слишком сильно, а слишком слабо, а на самом деле он ненавидит себя… Он неизбежно несчастен и тревожно силится урвать у жизни удовольствия… Кажется, что он слишком много заботится о себе, но в действительности он только делает безуспешные попытки скрывать и компенсировать свой провал в деле заботы о своем собственном я… Эгоистичные люди не способны любить других, но они не способны любить и самих себя».

По Э. Фромму, любовь к себе и любовь к другим в принципе связаны: «Если индивид в состоянии любить сознательно, он любит также и себя; если он любит только других, он не может любить вообще… Мое собственное я должно быть таким же объектом моей любви, как и другой человек».

Основные принципы морали проявляются в моральных нормах.

Моральные нормы – конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе.

Значительное место в системе морали занимает нравственный идеал.

Нравственный идеал – целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым.

                                        Структура морали

Принципы

Нормы

Идеалы

1.     Сознание----------

2.     Отношение--------

3.     Поведение---------

   

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.

                                                  Отношение к другим людям

1.     Я=ТЫ (Субъект-субъектное) – Альтруизм

2.     Я выше чем ТЫ – (Субъект- объектное)-Эгоизм

                                               Отношение человека к обществу

1.Я меньше чем Мы –Коллективизм               Я выше чем МЫ -Индивидуализм

2.Мы не равно Они-Групповой эгоизм           Мы =Они -Индифферентность

                               Самооценка -  отношение человека к самому себе

 

1.     Адекватная (высокая, низкая)Индивидуализм ( любовь к себе)

2.     Неадекватная (завышенная и заниженная) Эгоизи или комплекс неполноценности (нелюбовь к себе)).

Функции морали

1. Гуманизирующая (приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения).

2. Регулятивная (мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе).

3. Воспитательная (участвует в формировании человеческой личности, ее самосознания).

4. Познавательная (мораль вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения).

5. Коммуникативная (мораль выступает необходимым условием, фактором и результатом человеческого общения).

Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (10.08.2012)
Просмотров: 5587 | Рейтинг: 2.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх