Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Понедельник, 20.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 12.ОБРАЗОВАНИЕ


Образование – целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков либо по их совершенствованию. Если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других, то говорят о самообразовании.

Целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

В ходе процесса обучения происходит передача учащимся накопленного предшествующими поколениями опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной сфере занятий.

Функции образования

1. Создание условий и предпосылок для социальной мобильности человека или социальной группы.

2. Сохранение и распространение культурных достижений общества из поколения в поколение.

Пять тысяч лет назад в Шумере имелась система образования. Воспитание было семейным, обучение – общественным. Выделялись основные направления обучения: религиозное, гуманитарное, естественно-научное, техническое. В школах использовали задачники с решениями и ответами, словари.

Классические формы общего образования сложились в античности. Это древнегреческие гимназии, лицеи, римские школы. В них изучались письмо, чтение, счет, риторика, философия.

XII–XIII вв. – появились университеты. Основными формами обучения были чтение, разбор текста и диспут. Занятия велись по принципу «вопрос – ответ».

В XVIII в. создаются специальные профессиональные учебные заведения, технические и инженерные школы.

XVII–XIX вв. – складывается педагогика, – отдельная отрасль научных знаний о воспитании и обучении.

В нашем обществе развитие системы образования проходило по тому же пути, что и в других странах, – от семьи к церкви и государству, с выделением образования в самостоятельную сферу общественной жизни в тесной связи с наукой.

 (Крещение Руси ® Ярослав Мудрый ® 1631 г. – открытие православной школы при Киево-Печерском монастыре® реформы Петра I ® XIX в. – несколько типов школ среднего уровня ® советская школа.)

Обучение, воспитание и развитие личности составляет сферу образования. Ее важнейшей частью является система образования.

Система образования включает образовательные учреждения разных типов, направлений и уровней образования, а также органы управления и обеспечения их деятельности.

Основные звенья современной российской системы образования

Профессиональное образование: послевузовское (аспирантура, докторантура), высшее (институты, университеты, академии), среднее (техникумы, колледжи), начальное (профессиональное училище, курсы).

Среднее общее образование: полное среднее общее образование (старшая школа, 10–11 классы); основное общее образование (основная школа, 5–9 классы); начальное общее образование (младшая школа, 1–4 классы).

Дошкольное образование (ясли, сад).

Помимо этих звеньев существуют еще учреждения дополнительного образования детей:

– учреждения коррекционного образования, для детей с нарушением или задержкой в развитии, инвалидов;

– образовательные учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей;

– школы для малолетних правонарушителей в колониях;

– учреждения дополнительного образования взрослых (переподготовки, повышения квалификации кадров).

Государственные и муниципальные образовательные учреждения, а также негосударственные.

Характерные  о с о б е н н о с т и  современного образования:

а) интеграция – тесная связь разных областей знаний;

б) информатизация – активное использование информационных технологий, компьютеров;

в) развитие непрерывного образования без отрыва работника от основной работы;

г) развитие дистанционного образования – без непосредственного контакта преподавателя и ученика.

Под системой образования понимается совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также комплекс принципов, определяющих ее функционирование.

Характер системы образования в любом государстве определяется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны.

Принципы образовательной политики в РФ:

1) гуманистический характер образования;

2) приоритет общечеловеческих ценностей;

3) право личности на свободное развитие;

4) единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур;

5) общедоступность образования;

6) адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;

7) светский характер образования в государственных учреждениях;

8) свобода и плюрализм в образовании;

9) демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

 

Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (09.08.2012)
Просмотров: 7824 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх