Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Понедельник, 20.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 18.СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА


Социальная общность – относительно устойчивая совокупность людей, отличающихся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.

Общности не создаются сознательно, людьми, а складываются под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности.

– Приведите примеры видов общностей (производственный коллектив, общественный класс, социально-профессиональная группа; нации, народности; семья, род, племя).

– Как возникли данные общности?

– Что объединяет эти общности?

– Что такое группа?

Группа – относительно устойчивая совокупность людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения.

 

Под социальной группой понимается совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимую функцию в общей структуре общественного разделения труда и деятельности.

Группа:

1.Охватывает любое объединение людей- от семьи до государства и даже всего человечества

2. Подсистема внутри общества, представляющая собой совокупность взаимодействующих групп

                                          Классификация групп

I. По численности:

а) большие (этнические, религиозные);

б) малые (до 30 человек).

II. По характеру взаимоотношений:

а) первичные (семья, класс, студенческая группа);

б) вторичные (трудовой коллектив).

III. По способу организации и регулирования взаимодействия:

а) формальные (юридически оформленные);

б) неформальные.

IV. Условные группы – произвольные объединения людей по какому-либо общему признаку.

V. Реальные группы – такие объединения людей, в которых имеет место единство деятельности, условий, обстоятельств, признаков и в которых люди осознают свою принадлежность к группе.

Признаки:

1. Пол.

2. Доход.

3. Национальность.

4. Возраст.

5. Родство и брак.

6. Профессия.

7. Место жительства.

VI. по типу идентификации:

а) группы членства;

б) референтные группы (индивид может не входить в такую группу, но он сверяет свой статус и поведение с этим эталоном);

в) ингруппы (группа, к которой индивид принадлежит, идентифицирует себя с ней и определяет ее как «свою»);

г) аутгруппы (группы, которые индивид считает чужими);

Квазигруппа – слабо организованное, неустойчивое, кратковременное объединение людей случайного состава (толпа, публика в театре).

Статусные группы – возникают на основе социального неравенства и играют важную роль при определении социального положения, статуса личности.

Номинальные группы – их выделяют для статистического учета населения:

а) пассажиры пригородных поездов, автобусов;

б) состоящие на учете в милиции;

в) бездетные, многодетные, малодетные;

г) имеющие постоянную или временную прописку;

д) имеющие двойное гражданство;

е) проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т. д.

Агрегатные группы – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков (аудитория, публика). «Агрегат» – случайное скопление людей.

Общность – совокупность людей, характеризующаяся какими-либо едиными признаками (интерес, условия жизни и деятельности, близость взглядов, общая вера…)

                                                  Общности

1.     Территориальные

2.     Этнические

3.     Религиозные

                                                Общности

1.Устойчивые (этнические, территориальные)

2. Неустойчивые (массовые движения, аудитория, толпа)

                                                  Общности

1.                        Массовые социальные общности (дисперсные образования с неопределенным составом)

2.                        Социальные группы (стабильные, сплоченные, более однородные по своему составу)

   Особой общностью (самостоятельной единицей) является территориальная общность (ТО) – совокупность людей, живущих на одной хозяйственно освоенной территории.

В каждом обществе существует социальное неравенство.

– Каковы причины социального неравенства?

Факт наличия социального неравенства означает, что люди и группы имеют неравный доступ к ресурсам общества и его благам, различаются степенью влияния и власти, обладают неравными возможностями для личностного и профессионального роста.

 Виды неравенства: половое, возрастное, национально-этническое, религиозное, политическое, экономическое, культурное, образовательное

Предпосылки социального неравенства

1) неравенство способностей и возможностей;

2) ограниченность ресурсов общества.

Социальное неравенство – складывающаяся в обществе система отношений, которая характеризует неравномерное распределение дефицитных ресурсов общества (денег, власти, образования и престижа) между различными стратами, или слоями населения.

Социальное неравенство является причиной и следствием социального расслоения (социальной стратификации).

Стратификация (лат. stratum – слой, пласт и facere – делать) – процесс и результат дифференциации общества на различные социальные слои, отличающиеся по своему общественному статусу.

Страта – совокупность семей и индивидов, занимающих определенный социальный уровень по доходу, благосостоянию, власти или престижу.

Основные категории социальной стратификации

1) социальный слой – большие группы, члены которых не могут быть связаны ни межличностными, ни формальными групповыми отношениями, не могут идентифицировать свое групповое членство и связаны с другими членами таких сообществ на основе близости интересов, специфических культурных образцов, мотивов и установок, образа жизни и стандарта потребления.

Социальный слой – социальная общность, которую выделяют по одному или нескольким признакам дифференциации общества – доходам, престижу, уровню образования, культуры и т. п.

Социальный слой – это множество людей, которые в данном обществе находятся в одинаковой ситуации.

2) социальный класс – большая социальная группа людей, владеющих либо не владеющих средствами производства, занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

Средний класс и дискуссии о нем

Средний класс – совокупность социальных слоев, занимающих промежуточное положение между основными классами в системе социальной стратификации. Характеризуется неоднородностью положения, противоречивостью интересов, сознания и политического поведения. Это дает право многим авторам исследований говорить о нем во множественном числе: «средние классы», «средние слои». Различают средний класс (средние и мелкие собственники) и новый средний класс. включающий управляющих, профессиональных работников умственного труда («белые воротнички» или менеджеры).

Старые средние слои – мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, представители свободных профессий, мелкое и среднее крестьянство, мелкие собственники товарного производства – подвержены разорению. Стремительный рост технологии и науки, «всплеск» сферы услуг, а также всеохватывающая деятельность современного государства способствовали появлению на современной арене армии служащих, техников, интеллигенции, не владеющих средствами производства и живущих за счет продажи собственной рабочей силы.

Практически во всех развитых странах доля среднего класса составляет 55–60 %.

Средние классы выражают тенденцию к уменьшению противоречий между содержанием труда различных профессий, городским и сельским образом жизни, являются проводниками ценностей традиционной семьи, что сочетается с ориентацией на равенство возможностей для мужчин и женщин в образовательном, профессиональном, культурном отношении. Эти классы представляют собой оплот ценностей современного общества, они – основные носители традиций, норм и знаний. Для средних слоев характерен незначительный разброс вокруг центра политического спектра, что делает их и здесь оплотом стабильности, залогом эволюционности общественного развития, формирования и функционирования гражданского общества.

В современном российском обществе средний класс находится в зародышевом состоянии, так как продолжают развиваться социальная поляризация, расслоение на бедных и богатых.

Социологи в течение долгого времени спорили о границах, однородности и даже существовании среднего класса, который определяется как класс, охватывающий тех, кто занят умственным трудом. Эта полемика разворачивалась в двух направлениях. По-прежнему ведутся дискуссии в связи с положением, считающимся марксистским, о том, что в обществе существуют два главных класса, из-за чего среднему классу практически не остается места. Споры о среднем классе разворачиваются также в связи с ростом числа профессионалов, которых обычно относят к среднему классу.

Существуют два основных подхода к проблеме среднего класса. С одной стороны, подчеркивается, что средний класс является довольно большим и что его члены имеют условия труда и заработную плату, лучшие по сравнению с рабочим классом, но худшие – по сравнению с высшим. Часто говорится о том, что относительно благоприятная рыночная позиция среднего класса основывается на высоком образовательном и квалификационном уровне ее представителей. Второй, более распространенный, подход основывается на представлении о том, что средний класс состоит из ряда отдельных секторов, при этом один сектор является фактически частью рабочего класса, другой, меньший по размеру, – частью высшего, в середине же остается относительно небольшая группировка, относящаяся к собственно среднему классу. Данный подход по сути подрывает значимость различия между профессиями умственного и физического труда.

Социальная мобильность – перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением их статуса.

Социальная мобильность – переход индивида от одной социальной позиции к другой (П. Сорокин).

Социальная мобильность (социальное перемещение) – изменение индивидом или социальной группой социальной позиции в обществе.

 

Социальная мобильность

(переход индивида от одной социальной позиции к другой

в рамках одного социального слоя)

1. Горизонтальная (территориальная, религиозная, семейная)

2. Вертикальная (нисходящая и восходящая, групповая и индивидуальная)

3. Внутрипоколенная (изменение  социального положения происходит в пределах одной человеческой жизни)

4. Межпоколенная (изменение социального положения детей по сравнению с их родителями)

 Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (10.08.2012)
Просмотров: 5158 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх