Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Понедельник, 20.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 19.СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Действия социальные – осознанные действия человека или групп, вызываемые их потребностями, связанные с действиями других людей.

Не всякое человеческое действие является социальным. Вне совместной связи и взаимоотношений действия людей носят не социальный, а личный характер.

Сознательную ориентацию субъекта действия на ответную реакцию на его поведение со стороны других участников взаимодействия М. Вебер определял с помощью понятия «ожидание».

Действие, не содержащее такого ожидания, носящее подражательный характер, а также импульсивное действие, совершенное в состоянии аффекта, не является социальным действием.

Но провести четкую грань между социальными и несоциальными действиями трудно, поэтому понятие «социальное действие» можно рассматривать как «идеальный тип».

В основу теории социального действия М. Вебер положил понятие рациональности. Он выделил четыре «идеальных» типа социального поведения человека:

1. Целерациональное поведение характеризуется целесообразными действиями, направленными на достижение определенной цели (накопление денег, карьера…).

2. Ценностно-рациональное поведение, ориентированное на систему принятых человеком ценностей.

3. Аффективное поведение определяется душевным складом человека, часто носит неадекватный характер.

4. Традиционное поведение характерно для людей консервативного склада, приверженных обычаям, ритуалам.

Т. Парсонс понятие «действие» сближает с понятием «поведение».

А. Турен (франц. социолог) связывает социальное действие с трудом, физическим и интеллектуальным, подчеркивая его коллективный характер.

Взаимодействия социальные – система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного социального субъекта являются одновременно причиной и следствием действий другого субъекта.

Элементы социального взаимодействия (по Парсонсу):

1. Мотивационная ориентация.

2. Удовлетворение и неудовлетворение потребностей.

3. Ролевые ожидания.

4. Установки.

5. Оценки.

Классификация социальных взаимодействий

1. По количеству субъектов взаимодействий:

а) взаимодействие  двух людей друг с другом;

б) взаимодействие одного и многих;

в) взаимодействие многих и многих;

2. По характеру взаимоотношений:

а) односторонние и двусторонние;

б) солидарные (согласные) и антагонистические (враждебные).

3. По длительности:

а) кратковременные;

б) долговременные.

4. По наличию или отсутствию организованности:

а) организованные;

б) неорганизованные.

5. По сознательности взаимодействия:

а) сознательные;

б) бессознательные.

6. По «материи» обмена:

а) интеллектуальные (идейные);

б) чувственные (эмоциональные);

в) волевые.

                                          Взаимодействия

1.     Непосредственные

2.     Опосредованные   

 

Два самых больших типа взаимодействий, имеющих полярный характер:

а) сотрудничество – предполагает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон;

б) соперничество – попытки опережения, отстранения, подавления соперника, стремящегося к идентичным целям.

Если одни и те же типы взаимодействий в обществе постоянно повторяются, имеют упорядоченный и устойчивый характер, то они становятся социальными отношениями.

Отношения социальные – вид общественных связей, одна из форм социального взаимодействия, отличающийся длительностью, устойчивостью и характеризующий взаимное положение социальных групп и входящих в них людей.

Социальные контакты – кратковременные, поверхностные связи людей, не оказывающих существенного влияния на их жизнедеятельность (контакты пассажиров в транспорте, зрителей на спектакле).

Различают множество видов межгрупповых и межличностных отношений:

– межклассовые;

– межнациональные;

– отношения между работодателями и работниками;

– отношения в трудовых коллективах;

– отношения между поколениями;

– отношения в семье и т. д.

По своему характеру и содержанию социальные отношения разнообразны:

– равенство и неравенство;

– партнерство и конфликты;

– господство и подчинение;

– насилие;

– уважение;

– благотворительность;

– любовь;

– наставничество;

– террор;

– обмен знаниями.

– Каковы причины такого многообразия?

Такое разнообразие определяется наличием большого количества ценностей, которые неравным образом распределены в обществе по социальным группам и внутри групп.

Социальные отношения складываются на основе обмена ценностями.

         Два вида регулирования социальных отношений

1.     Нормы поведения, нравственные законы, обычаи, традиции

2.     Законы, инструкции, предписания, указы

Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (10.08.2012)
Просмотров: 3877 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх