Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Понедельник, 20.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 21.СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от норм столь же естественно, как и следование им.

Полное принятие норм выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения.

 

Девиантное поведение (от лат. deviatio – уклонение) – отклоняющиеся от общепризнанных норм социальные действия, поступки людей или социальных групп, приводящие к нарушению этих норм и вызывающие необходимость соответствующего реагирования со стороны социальной группы или общества в целом.

В широком смысле девиантное поведение включает любые отклонения от норм – как в положительную, так и в отрицательную сторону. В узком смысле под девиантным поведением понимается только негативное отклонение от утвержденных норм. Представление о девиантном поведении относительно. В разных странах, в разные эпохи было свое представление о девиации. В социальных группах – тоже. То, что в одной группе – норма, в другой может быть девиацией.

Делинквентное поведение – преступное поведение (убийство, воровство и т. п.). Девиантное поведение относительно, делинквентное – абсолютно по отношению к законам страны. Делинквентное поведение не может быть девиантным в некоторых социальных группах, например, в преступной среде ношение оружия является нормой.

Быстрый социальный сдвиг всегда приводит к росту явлений девиантного поведения, так как выработанные навыки и нормы теряют эффективность. Существенно повышается внутренняя готовность к изменению моделей своего поведения. Нормы хотя и существуют, но перестают выполнять свои функции регуляции социального поведения. Тогда возникает аномия – такое состояние общества, когда ранее общепринятые нормы, ценности и узаконенные способы достижения целей произвольно игнорируются индивидами или группами или расцениваются ими как необязательные.

Роберт Мертон и ряд исследователей аномии ввели понятие аномичный индивид (аномик), рассматривали его социально-психологические характеристики. Можно говорить об аномии как свойстве личности. Аномики – индивиды, находящиеся в состоянии аномии, влияющие на поведение других членов группы или организации. Для них свойственно не признавать стратификационную систему и поэтому характерно участие в анархических мятежах, бунтах, склонность к терроризму, насилию либо, наоборот, уход от активной деятельности, подчинение (конформизм). Напротив, хорошо интегрированная личность чувствует себя обязанной жить соответственно ожиданиям, связанным с определенными ролями. Такая личность должна признавать статус других в стратификационной системе, в том числе статус тех лиц, которые стоят выше нее.

В условиях «аномичного» общества возникают социальные движения, обычно лишенные позитивной программы и новой системы ценностей и реализующие лишь негативные, разрушительные тенденции.

Отклонения могут быть индивидуальные (человек отвергает принятые в его среде нормы) и групповые. В каждом обществе есть отклоняющиеся субкультуры, нормы которых осуждаются доминирующей моралью общества. Отклонения также могут быть первичные и вторичные. Под первичным отклонением понимается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует нормам, принятым в обществе. Совершаемое индивидом отклонение незначительно и терпимо, и он не классифицируется как девиант. Вторичным отклонением называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Личность при этом воспринимается как девиант.

Социальные отклонения играют в обществе противоречивую роль. С одной стороны, они представляют угрозу стабильности общества. При наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения, происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка. С другой стороны, девиантное поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Отклоняющееся от старых норм поведение большого числа индивидов может стать началом создания и распространения новых нормативных образцов. Таким образом, отклоняющееся поведение часто служит основанием, началом существования общепринятых культурных норм. Однако подавляющее число социальных отклонений играет деструктивную роль в развитии общества. И только некоторые немногочисленные отклонения можно считать полезными.

Неоднозначным является вопрос о причинах девиантного поведения. Причинами культурно одобряемых отклонений (героизм, самопожертвование, гениальность и другие отклонения, связанные с возвеличиванием над другими) считают: выдающиеся личные качества, особые способности, сверхмотивацию (повышенное стремление к успеху, славе). Однако личные качества и способности могут проявиться лишь в соответствующей социальной среде, благоприятной для их развития (у бедуина могут быть выдающиеся математические способности, но они не будут востребованы). Эти черты также тесно связаны с определенными видами деятельности. Причинами сверхмотивации могут быть влияние семьи, развивающей в ребенке способности, особенно в той области, в которой заняты сами родители, тяжелое детство (тогда повышенное стремление к успеху становится компенсацией за переживания детства).

Причинами культурно осуждаемых отклонений также может стать множество факторов. Поэтому существует целый ряд теорий, по-разному объясняющих возникновение девиантного поведения:

1.Физические черты связаны с преступными наклонностями

(Ломброзо)

Основная идея:

«Криминальный тип» есть результат деградации к ранним стадиям эволюции, и его можно определить по таким чертам, как, например, выступающая нижняя челюсть и низкий лоб.Преступник скорее больной человек, чем виновный"

Тип объяснения: биологический

     2.Строение тела

(Шелдон)

Основная идея:

Определенное строение тела указывает на повышенную склонность к девиации (например, мускулистое, стройное тело)

Тип объяснения: бологический

    3.Психоаналитическая теория

(Фрейд)

Основная идея:

К девиации приводит конфликт между потребностями, инстинктами человека и требованиями морали, запретами цивилизации

Тип объяснения: психологический

4.Аномия

(Дюркгейм)

Основная идея:

Девиация (в т. ч. самоубийства) происходит вследствие отсутствия ясных социальных норм и ценностей

Тип объснения:социологический

5.Аномия

(Мертон)

Основная идея:

Девиация возникает в случае, если невозможно достичь культурно одобряемых целей социально приемлемыми средствами

Тип объяснения: социологический

6.Социальная дезорганизация

Основная идея:

Девиации возникают, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают или становятся противоречивыми

Тип объяснения: социологический

7.Теория стигматизации (клеймения)

Основная идея:

Индивид превращается в преступника потому, что общество «навязывает» ему такую роль. Девиация – это клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп

Тип объяснения: социологический

8.Культурологические теории

Основная идея:

Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и доминирующей культуры. Криминогенный фактор – конфликт между культурными ценностями различных сообществ

Тип объяснения: социологический

9.Теория дифференциальной связи

(Сатерленд)

Основная идея:

Преступному поведению учатся у тех, с кем есть связь. Научение преступному поведению происходит главным образом в малых группах

Тип объяснения: социологический


Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Аква (25.11.2012)
Просмотров: 3974 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх