Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание |
Пирамида потребностей Известный американский психолог Абрахам Маслоу в – физиологические потребности (голод, жажда, половое
влечение и т. п.); – потребности в безопасности (в защищенности, в
избавлении от страха, неудач, агрессивности); – потребности в принадлежности к определенной
социальной группе и в позитивных межличностных отношениях (в дружбе, любви,
привязанности, в общности с другими людьми, в том, чтобы быть ими принятым); – потребности в уважении и признании (в
компетентности, достижении успеха, в признании, авторитете); – потребности в самоактуализации (в осуществлении своих
способностей, творческих потенций, «реализации себя»). Главное, считал Маслоу, что все потребности заложены в
человеке в виде «потенций», но актуализируются они (т. е. становятся значимым
мотивом, влияющим на реальное поведение) по мере удовлетворения потребностей
более низких уровней. «Сначала хлеб, а нравственность потом», – говорил один из
героев «оперы нищих» Б. Брехта в
полном соответствии с теорией Маслоу. Позже Маслоу отошел от этой модели и стал
выделять два класса мотивов: нужда и развитие. Тем не менее, если рассматривать
его пирамиду не как жесткую структуру, а как тенденцию (т. е. общую
закономерность, допускающую частные отклонения), то она справедлива. Согласно исследованиям, сегодня в развитых, богатых
странах для людей значимы рекреационные и гедонистические потребности
(необходимость в отдыхе, развлечениях, удовольствиях).
Об этом спорят Есть точка зрения, что все модели человеческого
потребления (с оговорками, конечно) можно разделить на три группы – «языческое
потребление», «сакральное» и «вынужденное». Языческое потребление – это обычное отношение к вещам
и услугам, не пытающееся извлечь из них большее, чем то, что в них очевидно
содержится (еда – удовлетворение голода, газета – получение информации, одежда
– защита от воздействия внешней среды). В чистом виде языческое потребление
встречается не так часто. Сакральный (от лат. sacri – священный) означает:
относящийся к вере, культу, обряду, ритуалу. Сакральное потребление – такое
отношение к товарам и услугам, когда они рассматриваются как более
значительные, чем являются по своей природе. Так, автомобиль для очень многих –
не просто средство передвижения из пункта А в пункт Б. Это символ их положения
в обществе, а то и объект любви. Сакральным является потребление «фирменных»
вещей, являющихся общественным эталоном данного класса благ (джинсы «Ливайс»,
учеба в МГУ, посещение Большого театра). Термином «вынужденное потребление» социологи
обозначили такие действия в сфере потребления, которые являются излишними,
непродуктивными, а то и разрушительными как для самого человека, так и для
общества. Как правило, эти действия осуществляются для самоутверждения, но
получаемое удовлетворение обычно временно, вслед же за ним возникает чувство
вины и недовольства. К вынужденному потреблению относятся пристрастие к
азартным играм, наркотическая или алкогольная зависимость, так называемая
«мания шопинга». Последняя имеет место, когда целью покупки является не само
благо, а процесс его приобретения, «покупательская активность». Поэтому
купленные в процессе такого «шопинга» вещи редко оказываются реально полезными.
Люди, пристрастившиеся к этой мании, получили даже специальное название –
«магазиноголики». (По кн.: Энджела Дж. Поведение потребителей. – СПб., 1999.) Познание – процесс деятельности человека,
основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его
сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Человеку, для того чтобы ориентироваться в окружающем
мире, удовлетворять свои разнообразные потребности и достигать поставленных
целей, нужны знания. Мир природы, общества и внутренний мир человека
составляют ту действительность, в которой мы существуем. Способны ли мы
познавать ее? Ученые выделяют следующие виды
познания: а) обыденное; б) научное; в) философское; г) художественное; д) социальное.
В процессе познания присутствует
объект и субъект познания: Объект (познаваемый предмет, весь
окружающий мир, общество); Субъект (человек, общество) Познание – активная деятельность человека в приобретении, присвоении
знаний, в которой его взаимодействие с внешней средой, восприятие являются
только одной из сторон, а другой стороной выступает осмысление и сознательное
отношение к получаемой информации. Существует две ступени познавательной деятельности. I с т у п е н ь
– чувственное познание (нем. sensitiv – воспринимаемый
чувствами) – человек получает информацию о предметах и явлениях окружающего
мира с помощью органов чувств. Формы чувственного познания а) ощущение (представляет собой отражение отдельных
свойств и качеств предметов окружающего мира, которые непосредственно
воздействуют на органы чувств); б) восприятие (в процессе него у субъекта познания
формируется целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на
органы чувств предметы и их свойства; в) представление (такая форма познания, при которой
чувственное отражение предметов и явлений сохраняется в сознании, что позволяет
воспроизводить его мысленно). Роль чувственного познания: а) органы чувств являются единственным каналом,
который непосредственно связывает человека с внешним миром; б) без органов чувств человек не способен ни к
познанию, ни к мышлению вообще; в) потеря даже части органов чувств затрудняет процесс
познания; г) органы чувств дают минимум информации, который
оказывается необходимым и достаточным для познания материального и духовного
мира с многих сторон. Таким образом, на чувственном этапе познания главная
роль принадлежит телесным чувствам, поскольку мыслительная деятельность
возможна лишь на основе данных органов чувств. В результате работы органов
чувств человек получает ощущения, а ум формирует простейшие представления. II
с т у п е н ь познавательной деятельности – рациональное познание
(лат. ratio – разум). На этом этапе включаются механизмы мышления. Новые
представления связываются с теми, которые были получены ранее. Формы рационального познания
Хотя чувственное и рациональное познание играет
огромную роль в получении нового знания, тем не менее их бывает недостаточно для
решения каких-либо научных проблем. И тогда важную роль приобретает интуиция. Интуиция представляет собой способность
человека к постижению истины путем ее прямого усвоения без обоснования с
помощью каких-либо доказательств. Интуиция – специфический познавательный
процесс, приводящий к новому знанию. Основные
черты интуитивной способности: 1) неожиданность решения поставленной задачи; 2) неосознанность путей и средств ее разрешения; 3) непосредственный характер постижения истины. Чувственное познание, рациональное и интуиция – это
важные и взаимно дополняющие друг друга средства познания. Процесс приобретения новых знаний сопровождается
формированием понимания. Новое знание должно быть «вмещено» человеком,
сочетаться с полученными ранее знаниями, в противном случае оно не усваивается.
Использованы материалы из электронного пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель» | |||||||
Просмотров: 7453 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0 | |