Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Воскресенье, 19.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 7.ПОЗНАНИЕ И ЗНАНИЕ (продолжение)

 Слово «познание» означает «присвоение знаний, овладение знаниями».

«Сознание» выражает идею согласованного использования ряда знаний.

Сознание – мера интенсивности нашего взаимодействия с действительностью.

Основные состояния человека:

а) сон;

б) бодрствование.

Особо выделяют подсознание – процессы в психике, которые мы не отслеживаем в сознании, не осознаем.

Высшие, наиболее интенсивные формы активности сознания в состоянии бодрствовании называют сверхсознанием. В состоянии сверхсознания человек может познавать большие объемы информации за короткое время.

Самосознание – это особое состояние сознания, когда оно обращается на самое себя.

Виды познания:

1) обыденное (практическое) совершается в повседневном жизненном опыте – в труде, общении, каждодневных занятиях;

2) научное – главный источник рациональных знаний людей о мире;

3) образное – характерно для искусства, художественной культуры;

4) в философском и религиозном познании люди формируют различные представления о мире.

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире.

Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.

Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно.

Эмпирики считали, что это можно сделать только при помощи ощущений.

Рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.

– Что такое истина?

Истина – соответствие мыслей человека окружающей действительности.

Истина – соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

«Слово «истина» в собственном своем смысле означает соответствие мысли предмету», – писал французский философ Р. Декарт. Это соответствие, т. е. восприятие предмета таким, каков он в действительности, позволяет говорить об объективности истинного знания. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание субъекта.

                                               Истина

1. Абсолютная (полная, неизменная)

2. Относительная (неполная, ограниченная)

Философы выделяют несколько видов истины, которые соответствуют видам знаний.

Движущей силой процесса познания, а также критерием истины является практика, которая представляет собой активную деятельность человека во взаимодействии с окружающим его материальным миром.

Характерные черты практики:

1) целенаправленность (проявляется в создании людьми некоторых идеальных моделей, которые они стремятся воплотить в окружающую действительность);

2) предметно-чувственный характер (человек сталкивается с материальными предметами окружающего мира);

3) преобразование окружающей действительности.

Виды практики:

1) общественно-производственная (промышленное и сельскохозяйственное производство; изготовление продуктов потребления и средств производства);

2) социально-политическая (создание государства, формирование партий, реформа социальных структур и органов управления, революционные движения, забастовки…);

3) врачебная, или медицинская (хирургическая, стоматологическая, терапевтическая…);

4) семейно-бытовая, или повседневно-хозяйственная (строительство и ремонт жилья, садоводство, приготовление пищи).

Классификация видов практики

I – по полученным результатам:

а) практика созидательная;

б) практика разрушительная.

II – по содержанию и назначению:

а) стандартизованная (стереотипно-механическая);

б) поисковая.

III – в зависимости от субъекта деятельности:

а) индивидуальная;

б) микрогрупповая;

в) практика социального слоя, класса, нации;

г) практика государства;

д) практика общества.

В процессе практики меняется не только действительность, окружающая человека, но и сам индивид. Практика воздействует на его органы чувств, сознание, мышление. Происходит взаимообогащение индивида, общества и природы.

Но практика противоречива в отношении характера результатов познания: на ее основе формируются разного рода заблуждения.

Заблуждение – преднамеренное несоответствие каких-либо суждений или понятий познаваемому объекту.

Заблуждение – это ложное знание, принимаемое за истинное.

– Как вы думаете, всегда ли заблуждение играет положительную или отрицательную роль?

Ответ обоснуйте.

Роль заблуждений в познании неоднозначна:

– с одной стороны, заблуждение уводит познающего в сторону от истины, мешает познанию;

– с другой – оно может способствовать созданию проблемных ситуаций, служащих толчком для дальнейшего изучения действительности.

Таким образом, процесс открытия истины – это долгий процесс. Истина есть процесс, она находится в постоянном развитии. Вместе с ней развивается и практика.

Наука является основной формой человеческого познания. В основе научного познания лежит сложный творческий процесс мыслительной и предметно-практической деятельности.

Основные правила данного процесса
(или метод Декарта)

1. Ничего нельзя принимать за истинное, пока оно не представляется ясным и отчетливым.

2. Трудные вопросы необходимо делить на столько частей, сколько нужно для разрешения.

3. Начинать исследование надо с самых простых и удобных для познания вещей и постепенно переходить к познанию вещей трудных и сложных.

4. Ученый должен останавливаться на всех подробностях, на все обращать внимание, он должен быть уверен, что ничего не пропустил.

Принципы научного познания:

1) принцип причинности (ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на каком-нибудь основании в силу необходимости);

2) принцип истинности научного знания (соответствие полученных знаний содержанию объекта познания);

3) принцип относительности научного знания (любое научное знание относительно и ограничено познавательными возможностями людей в данный момент времени).

                                       

                                            Методы познания

1. Метод наблюдения (целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений)

2. Метод эмпирического описания

3. Метод эксперимента (осуществляется в строго определенных условиях)

Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (09.08.2012)
Просмотров: 4268 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх