Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Воскресенье, 19.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам. Обществознание

Лекция 2.Что такое общество (продолжение)

Если вы прочтете определение понятия «общество», то обратите внимание на то, что общество – это обособившаяся от природы часть мира.

– Что значит «обособившаяся часть»?

– В чем состоит это обособление?

– Почему развитие общества невозможно без естественных предпосылок, прежде всего – без учета природных условий?

В регионах с благоприятным климатом в течение всего года (Австралия, Центральная Африка) не сформировалось ни одной самостоятельной цивилизации. Здесь сама природа предоставила все возможности для выживания человека и не требует от него физического и творческого напряжения. Человек приспособился к окружающей среде, условия жизнедеятельности не стимулируют его к поиску новых путей. Общество застывает в примитивных формах.

Если мы рассмотрим регионы с суровыми природно-климатическими условиями (Крайний Север), то увидим, что общество здесь также достаточно статично и примитивно. Почему? Постоянное напряжение, обусловленное суровым арктическим климатом, не дает возможности обществу направить свои усилия на развитие производства. Жестокий диктат природы является препятствием для интенсивного развития социума.

Природный фактор определяет выбор производственной технологии общества, но не является стимулирующим фактором для развития общества. Отработанный веками тип технологии оказывает значительное воздействие на культуру общества и психофизические особенности нации.

– Какова взаимосвязь природы и общества на современном этапе?

В настоящее время, с развитием производства и международных экономических связей, зависимость общества от естественно сложившихся природных условий относительно уменьшается. Влияние человека на природу резко усилилось. Масштабы воздействия современного человека сравнивают с действием самых мощных геологических сил. Производственная деятельность человека оказывает влияние на климат. Особенность современного этапа взаимодействия общества и природы состоит в том, что вся поверхность земного шара становится полем деятельности человека, который выходит за пределы Земли, в Космос. Растет опасность неуправляемого воздействия человека на природную среду. Нарушается равновесие между различными процессами в природе.

Термин «экология» ввел немецкий биолог Эрнст Геккель (1834–1919) в 1886 г. Вначале так называли науку об отношениях растений и животных между собой и окружающей средой. Постепенно сложилась социальная экология – научная дисциплина, изучающая взаимодействие общества с окружающей природной средой и разрабатывающая технологии, направленные на охрану и восстановление природы в процессе хозяйственной деятельности и иных воздействий людей на природу (антропогенных воздействий).

Экологическое отношение к природе основано не только на науке, но и на нравственных качествах человека, его совести, чувстве личной ответственности за благополучие природной среды. Оно должно формировать экологическую культуру личности – сознательную привычку бережно относиться к природе на основе понимания нашего единства с ней. Экологическая культура в промышленности выражается в развитии безотходных производств, применении замкнутых циклов использования ресурсов, когда предприятие не производит вредных выбросов, а необходимые для работы вода, воздух очищаются и возвращаются в производственный цикл.

Общество взаимодействует с природной средой во всех сферах своей жизнедеятельности. Возникающие при этом экологические проблемы, случающиеся природные бедствия можно условно разделить по двум признакам: причине их происхождения и масштабам последствий для общества.

Локальные, то есть охватывающие ограниченную территорию, природные бедствия касаются определенного поселка, города, региона или даже страны. Глобальные природные бедствия затрагивают все человечество.

Причинами природных бедствий и экологических проблем может стать не только потребительское отношение людей к природе, но и простая беспечность. Такие природные события, как лавины, сели, наводнения, сильные морозы или удары молний, можно предвидеть и подготовиться к ним, заранее предусмотреть их в развитии социальной инфраструктуры. Хуже обстоит дело с ураганами, смерчами, извержениями вулканов, землетрясениями. Однако и здесь соблюдение правил безопасности в строительстве, промышленности, на транспорте может сберечь множество жизней. Возможны и такие стихийные бедствия, противостоять которым мы еще не способны. Например, столкновение Земли с крупной кометой может погубить человечество. Но и от подобных угроз люди ищут защиту, опираясь на развитие науки и техники.

Природные бедствия искусственного происхождения и техногенные катастрофы вызваны деятельностью людей. Основное воздействие на природу оказывает хозяйственная деятельность. Главный ущерб наносят отрасли, добывающие и перерабатывающие природные ресурсы, а также химическая промышленность и энергетика. Сжигание твердого и жидкого топлив в промышленности и энергетика дают большую часть загрязнения атмосферы. В городах главный вклад в загрязнение воздуха вносят выхлопы автотранспорта. На сегодняшний день во многих местах планеты разрушена почва, уничтожены вековые леса, погублены сотни видов растений и животных. Грубые вмешательства человечества в биосферу Земли могут иметь непредсказуемые последствия, поскольку учеными изучены взаимосвязи и роль в экосистеме Земли для менее чем 1 % всех живых организмов.

Если раньше воздействие людей на природу носило локальный характер, то ныне давление человечества на земную среду является глобальным – изменяющим природные условия на планете в целом, воздействующим на все элементы ее географической оболочки. Огромные масштабы приобрело загрязнение атмосферы, внутренних вод и океанов. Почти все пресные поверхностные воды ныне непригодны для питья, хотя сотню лет назад люди безбоязненно пили воду из большинства рек и озер. Бытовой и промышленный мусор сейчас можно встретить даже посреди Тихого океана и на Северном полюсе. Глобальные экологические проблемы связаны с разрушениями в глобальных природных системах – атмосфере Земли, Мировом океане. Они являются реальной угрозой для жизни людей на всей планете.

Например, увеличение содержания в атмосфере двуокиси углерода ведет к росту ее температуры. Глобальное потепление грозит таянием полярных льдов и изменением направления океанских течений. Если атлантическое течение Гольфстрим повернет к югу, это сделает климат в странах Западной Европы намного холоднее, что заставит полностью перестраивать хозяйство. Под водой могут оказаться наиболее населенные и освоенные побережья Земли.

Стремясь обезопасить себя от ударов природы, государства создают систему метеорологических наблюдений, центры прогнозов землетрясений, спасательные службы. На международном уровне осуществляется сотрудничество в области экологии, вырабатывается международное экологическое законодательство.

Человек – существо биологическое, многое в нем (и прежде всего потребности в пище, сне, отдыхе) определено именно этим непреложным фактом. Одновременно он существо социальное, приспособлен к жизни в сообществе себе подобных. У человека есть психика, включающая в себя такие субъективные (внутренне присущие ему) процессы и проявления, как восприятие, внимание, память, воображение, эмоции и т. д. Но можно ли в каждой из этих неотъемлемых сторон человеческого существования определить ту черту, которая принципиально отделяет его от остальных представителей природного мира? Ответ не столь очевиден, как кажется на первый взгляд.

Признаки «человеческого» нетрудно найти у животных. Многие виды строят себе укрытия, используют орудия труда. У животных есть различные средства коммуникации, своеобразный язык. Человекообразных обезьян удалось даже научить «говорить»: с помощью языка жестов они успешно общались с человеком, хотя их словарный запас остался совсем небольшим. Отдельные виды животных отличаются очень сложной социальной организацией, у них существует взаимопомощь, забота о себе подобных. Некоторые виды млекопитающих и птиц следуют сложным брачным ритуалам, приводящим к образованию устойчивых семейных пар. Высшие животные обладают психикой и, по некоторым научным данным, даже зачатками сознания. В чем же тогда разница? Только ли в степени развития всех этих черт? Принципиальное отличие человека от любого животного состоит в том, что животным рождаются, а человеком становятся.

Обобщив огромный материал, ученые еще в 20-х гг. XX в. пришли к выводу, что биологически человек не самое совершенное создание природы, он отнюдь не «венец творения». Совершенство животного определяется прежде всего его приспособленностью к среде. Человек же укоренен в природной среде слабо, жизнь в ней требует от человека больших усилий, он скорее пасынок природы, чем ее любимое детище. Главная причина такой биологической «ущербности» человека, по мнению многих исследователей, – слабое развитие у него инстинктов.

Инстинкт, как вы знаете из курса биологии, – это сложная, генетически обусловленная система поведения в определенных ситуациях. К примеру, маленькая рыбка колюшка в брачный сезон совершает в строгой последовательности разнообразные движения, на которые особым образом отвечает ее партнер. Такое поведение генетически запрограммировано для данного биологического вида, для всех его особей без исключения. Это и есть инстинкт. Сложные же формы человеческого поведения не являются генетически обусловленными, едиными для всего человеческого рода. Так, в отличие от колюшки, брачные ритуалы у человека меняются от страны к стране, от эпохи к эпохе. Когда же мы отдергиваем руку от горячего утюга, срабатывает не инстинкт, а рефлекс (единичная реакция, а не сложный поведенческий акт). У человека, в отличие от животного, генетически предопределены лишь границы действий, но не их конкретное содержание. Поскольку человек практически все может сделать «по-своему», некоторые специалисты ставят под вопрос само существование инстинктов у человека.

Со слабым развитием инстинктов у человека связана и другая особенность, присущая только ему. Это отсутствие видовой специализации. Животное не способно выйти за пределы своей природной поведенческой модели, ведь именно эта модель и определяет то, какими инстинктами будет «оснащен» данный биологический вид. Никакое «воспитание» не заставит тигра вести образ жизни антилопы. Тигр «специализирован» как хищник, антилопа – как травоядное. Каждый из биологических видов занимает свою, отведенную ему нишу в этом мире. Кроме человека. Человек не занимает в мире определенного, строго фиксированного положения. Он приходит в мир как комплекс возможностей. Какая из них будет реализована, какой сценарий жизни состоится, какой образ жизни будет вести человек – во многом зависит от него самого и социальных условий его существования.

«Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центр мира, сказал: Не даем мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определенного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле или своему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю». Это написано в XV в. итальянским гуманистом Пико дела Мирандола.

Сознание и мышление позволяют человеку ставить цели, не заложенные в него природой, находить пути к их достижению, создавая для этого средства, не имеющиеся в природе.

Все, что попадает в поле зрения детеныша – человека или животного, – возбуждает его любопытство, требует действия по овладению этой вещью. Однако разрыв между потребностями и возможностями у ребенка больше, чем у любого другого представителя животного мира: природа наделила человеческое дитя совершенными средствами восприятия мира, но одновременно сделала его наиболее беспомощным среди всех животных.

 Использованы материалы  из электронного  пособия "Обществознание" 9-11 класс серии "УМК". Издательство "Учитель»

Категория: Ученикам. Обществознание | Добавил: Natali (09.08.2012)
Просмотров: 1449 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх