Вы вошли какГость • Группа "Гости"Приветствую ВасГость • Мой профиль • Регистрация • Выход • Вход • RSS
Вторник, 7.5.2024







Главная » Статьи » Ученикам

В категории материалов: 45
Показано материалов: 21-30
Страницы: « 1 2 3 4 5 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Великий государь указал сказать: известно ему великому государю не только, что во многих европейских христианских странах, но и в народах славянских, которые с восточною православною нашею церковью во всём согласны, как: волохи, молдавы, сербы, далматы, болгары и самые его великого государя подданные черкасы и все греки, от которых вера наша православная принята, все те народы согласно лета свои счисляют от рождества Христова осьм дней спустя, то есто генваря с 1 числа, а не от создания мира, за многую разнь и считание в тех летах, и ныне от рождества Христова доходит 1699 год, а будущего генваря с 1 числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век, и для того доброго и полезного дела указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с 1 числа от рождества Христова 1700 года.
Ученикам | Просмотров: 892 | Добавил: Аква | Дата: 12.08.2012 | Комментарии (0)

ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА ЦАРЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ГЕТМАНУ БОГДАНУ ХМЕЛЬНИЦКОМУ И ВСЕМУ ВОЙСКУ ЗАПОРОЖСКОМУ О СОХРАНЕНИИ ИХ ПРАВ И ВОЛЬНОСТЕЙ 1654.

Божиею милостию мы, великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Великия и Малыя Росии самодержец…, пожаловали есмя наших царского величества подданных Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и писаря Ивана Выговского, и судей войсковых, и полковников, и ясаулов, и сотников, и все Войско Запорожское, что в нынешнем во 162-м году как по милости божии учинились под нашею государскою высокою рукою он, гетман Богдан Хмельницкий, и все Войско Запорожское и веру нам, великому государю, и нашим государским детем, и наследником на вечное подданство учинили. <…> А в листе своем к нам, великому государю к нашему царскому величеству, гетман писал, и посланники ево били челом, чтоб нам, великому государю, его, гетмана Богдана Хмельницкого, и все Войско Запорожское пожаловати велети прежние их права и вольности войсковые, как издавна бывали при великих князьях руских и при королех польских, что суживались и вольности свои имели в добрах и в судах, и чтоб в те их войсковые суды нихто не вступался, но от своих бы старших судились, подтвердити. <…>

Ученикам | Просмотров: 868 | Добавил: Аква | Дата: 12.08.2012 | Комментарии (0)

РЕШЕНИЕ ЗЕМСКОГО СОБОРА О ВОССОЕДИНЕНИИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ 1653 г. октября 1

<…> И государь царь и великий князь Алексей Михайлович всеа Русии самодержец, пришед от праздника от покрова пресвятые богородицы за кресты и быв в соборной церкви, для собору был в Грановитой палате. А на соборе были: великий государь святейший Никон, патриарх московский и всеа Русии, митрополит крутицкий Сильвестр, митрополит сербский Михайло, архимариты и игумны со всем освященным собором, бояре, окольничие, думные люди, стольники и стряпчие, и дворяне московские, и жильцы, и дворяне з городов, и дети боярские, гости и гостиные и суконные сотни и черных сотен, и дворцовых слобод, торговые и иных всяких чинов люди и стрельцы. И по государеву цареву и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии указу о неправдах Яна Казимира короля польского и панов рад и о челобитье государю в подданство Богдана Хмельницкого и всего Войска Запорожского чтено всем вслух. <…>

Ученикам | Просмотров: 1178 | Добавил: Аква | Дата: 12.08.2012 | Комментарии (0)

ОБРАЩЕНИЕ АВВАКУМА К ЦАРЮ АЛЕКСЕЮ МИХАЙЛОВИЧУ

О царю Алексее! Покажу ти путь к покаянию и исправлению твоему. Ей, тебе истинну говорю: время покатися! Рцы1Псалом: "Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей, по многим щедротам твоим". Да плачучи Псалом от конца и до конца говори. Любя я тебя, право, сие сказал. А иной тебе так не скажет, но вси лижут тебя, уже слизали и душу твою! А ты, аще и умеешь грамоте, но и нынеча от Никонова напоения. Ведаю разум твой, умеешь многими языки говорить, да что в том прибыль? С сим веком останется здесь, а во грядущем ничем же пользует тя. Рцы по русскому языку: "Господи, помилуй, мя, грешного!" Ты, ведь, Михайлович, русак, а не грек. Говори своим природным языком; не уничижай его и в церкви, и в дому, и в пословицах. Как нас Христос научил, так подобает говорить. Любит нас Бог не меньше греков; предал нам и грамоту нашим языком Кириллом святым, и братом его2. Чего же нам ещё хочется лучше того? Разве языка ангельского? Да нет, ныне не дадут, до общего воскресения.
     А ты, миленький, посмотри-тко в пазуху то у себя, царь христианский, всех ли христиан любишь? Еретиков - никониан токмо любишь, а нас, православных христиан, мучишь. Перестан- ко ты нас мучить! Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак, латинников и жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо. Меня хотя и не замай3 в земле той до смерти моей, иных тех распусти. Потому что меня жалуют люди те, знают гораздо везде, так мне надобе себя поопасти, чтобы в гордость не войти. А ты послушай меня, сделай доброе. Ведь мы у тебя не отнимаем царства, но за веру свою стоим.

Хрестоматия по истории России: В 4. т. -Т.2. В 2 кн. Кн. I. XVII - начало XVIII в. /Сост. И.В. Бабич, В.Н. Захаров, И.Е. Уколова. - М.,1995.С. 48-49.

Ученикам | Просмотров: 1880 | Добавил: Аква | Дата: 12.08.2012 | Комментарии (0)

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.

<…> Глава XI. Суд о крестьянех. А в ней 34 статьи

1. Которые государевы дворцовых сёл и чёрных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сёл и ис чёрных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры, или за околничими и за думными, и за комнатными людьми, и за стольники и за стряпчими, и за дворяны московскими, и за дъяки, и за жильцы, и за городовыми дворяны и детьми боярскими, и за иноземцы и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах, которые книги писцы подали в Поместной и в (ы)ные приказы после московского пожару прошлого 134 году, те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в чёрные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з жёнами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.

Ученикам | Просмотров: 1325 | Добавил: Аква | Дата: 12.08.2012 | Комментарии (0)

СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ 1649 г.

<…> Глава II. О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать <…>

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допрямта, что он на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова по сыску казнить смерти.
     2. Такъже будет кто при державе царьского величества, хотя Московским государьством завладеть и государем быть и для того своего злого умышления начнет рать збирать, или кто царьского величества с недруги учнет дружитца, и советными грамотами ссылатца, и помощь им всячески чинить, чтобы тем государевым недругом, по его ссылке, Московским государьством завладеть, или какое дурно учинить, и про то на него кто известит, и по тому извету сыщетца про тое его измену допряма, и такова лать хотел, и такова по сыску казнить смертию. <…>

Ученикам | Просмотров: 1051 | Добавил: Natali | Дата: 11.08.2012 | Комментарии (0)

Из Соборного уложения 1649 г. Глава XI. Суд о крестьянах

1. Которые государевы дворцовых сел и черных волостей крестьяне и бобыли, выбежав из государевых дворцовых сел и ис черных волостей, живут за патриархом, или за митрополиты, и за архиепископы, и епископом, или за монастыри, или за бояры "…” и за дворяны московскими, "…” и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики, а в писцовых книгах… те беглые крестьяне, или отцы их написаны за государем, и тех государевых беглых крестьян и бобылей сыскивая свозити в государевы дворцовые села и в черные волости, на старые их жеребьи, по писцовым книгам з женами и з детьми и со всеми их крестьянскими животы без урочных лет.
     2. Также будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянех и о бобылях, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых в дворцовых селах, и в черных волостях, или на посадех в посадских людех, или в стрельцах, или в казаках, или в пушкарях…, или за патриархом, или за митрополиты, или за архиепископы, или за монастыри, или за бояры…, и за иноземцы, и за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по суду и по сыску отдавати по писцовым книгам, которыя книги писцы в Поместный приказ отдали после мшсковского пожару прошлого 134-го году, будет те их беглыя крестьяне, или тех их беглых крестьян отцы, в тех писцовых книгах за ними написаны, или после тех писцовых книг те же крестьяне, или их дети по новым дачам написаны за кем в отделных или в отказных книгах. А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем без урочных лет.

Ученикам | Просмотров: 2091 | Добавил: Natali | Дата: 11.08.2012 | Комментарии (0)

Из Соборного уложения царя Василия Шуйского о крестьянах и холопах, 1607 г. 

Лета 7115-го (1607г.) марта в 9 день государь царь и великий князь Василий Ивановичь всеа Руси…, слушав доклада Поместной избы бояр и диаков, что де переходом крестьян причинились великиа крамолы, ябеды и насилия несмочным от сильных, чего де при царе Иване Васильевиче не было, потому что крестьяне выход имели волный; а царь Федор Ивановичь. По наговору Бориса Годунова, не слушая советов старейших бояр, выход крестьяном заказал и у кого колико тогда крестьян было, книги учинил, и после от того начилися многие вражды, кромолы и тяжи (суды). Царь Борис Федорович. Видя в народе волнение велие, те книги отставил и переход крестьяном дал, да не совсем, что судии не знали, како по тому суды вершити

Ученикам | Просмотров: 1086 | Добавил: Natali | Дата: 11.08.2012 | Комментарии (0)

СТОГЛАВЫЙ СОБОР, 1551 г.

<…> О монастырех, иже пусты от небрежения.
     В монастыри боголюбцы дают душам своим и родителем на поминок вотчинные села и прикупи, а иные вотчины собою покупают в монастыри, а иное угодие у меня припрашивают. И поимали много по всем монастырем, а братии во всех монастырех по старому, а инде старою менши, есть и пить старого братье скуднее: устроения в монастырях ни котораго не прибыло, и старое опустело, где те прибыли и кто тем корыстуется? А тарханные и несудимые и льготные грамоты1 у них же о торговлях без пошлино. А чернецы по селом живут да в городе, тяжутся о землях. Достойно ли то? А села и именья в монастыри емлют, а по тех душах и по родителех и по их приказу и памяти не исправляют, кто о сем истязан будет в день страшнаго суда? <…>
     Глава 6.
     Некогда вниде в слухи боговенчаннаго и христолюбивого царя государя и великого князя Ивана Васильевича веса Русии самодержца, что по многим церквам божиим звонят и поют не во время <…> и многие церковные чины не сполна совершаются по священным правилом и не по уставу. <…> Отныне и впредь в царствующем граде Москве и по всем градом <…> росийского царствия, по всем святым церквам звонити и божественниа литургии служити и прочее церковное пение правити сполна и по чину.<…>
     Глава 26. О училищах книжных по всем градом. <…>
     <…> В царствующем граде Москве и по всем градом <…>избрати добрых духовных священников и дьяконов и дьяков женатых и благочестивых <…> и грамоте бы и чести и пети и писати горазды. И у тех священников и у дьяконов и у дьяков учинити в домех училища, чтобы священницы и дьяконы и все православные хрестьяне в коемждо граде предавали своих детей на учение грамоте книжнаго писма и церковнаго петия…и чтения налойнаго. И те бы священники и дьяконы и дьяки избранные учили своих учеников страху божию и грамоте и писати и пети и чести со всяким духовным наказанием. <

Ученикам | Просмотров: 773 | Добавил: Natali | Дата: 08.08.2012 | Комментарии (0)

Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великий князь Иван Васильевич всеа Русии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем, как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлениям по городом и по волостем для росправы людем и всякого устроениа землям и собе от служеб для покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостем розсправу и устрой делали и от всякого их лиха отбращали на благое, а сами были доволны оброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил.

Ученикам | Просмотров: 1842 | Добавил: Natali | Дата: 08.08.2012 | Комментарии (0)

1-10 11-20 21-30 31-40 41-45
Дизайн сайтов. Скачать шаблоны для Ucoz
На вверх